Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов » Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов

Страница 8

В то же время, одним из проблемных вопросов в рамках информационного подхода является вопрос репрезентации информации о внешнем мире в сознании человека. Это связано с тем, что внутренние репрезентации не изоморфны окружающей действительности, а имеют в качестве предпосылки предшествующий опыт человека. Именно структуры прошлого опыта определяют содержательные и процессуальные характеристики когнитивных процессов [там же, с.26].

Рассмотрим далее эмпирические исследования, которые касаются содержательных аспектов отношений психических состояний и когнитивных процессов и косвенно указывают на важность смысловых характеристик при изучении их взаимосвязи.

Одним из первых вопрос о взаимоотношениях психических состояний и когнитивных процессов в содержательном плане ставил Н. Д. Левитов. Автор затрагивал тему влияния различных психических состояний на познание одного и того же объекта, ограничиваясь при этом лишь краткими замечаниями по данному вопросу. В частности, отмечается, что под влиянием соответствующих состояний предмет восприятия или его детали могут приобретать особую значимость, кроме этого в процесс восприятия привносятся элементы из прежнего опыта. Относительно памяти и воображения автор указывает на наличие ассоциативных связей между актуальными эмоциональными состояниями и выбираемыми объектами. Таким образом, Н. Д. Левитов обращает внимание на существование некоторых механизмов, которые приводят в соответствие содержания когнитивных процессов и психических состояний [82].

На существование подобных механизмов указывал также П. П. Блонский: " .В первую очередь забываются эмоционально индифферентные события, а дольше всего помнятся неприятные . Пережитое чувство с течением времени имеет тенденцию переходить в менее дифференцированное чувство того же рода и возбуждается не только данным стимулом, но и сходным с ним" [16, с.276-277].

Влияние значимости ситуации на отношения эмоциональных состояний и процессов запоминания отмечал А. А. Смирнов. Испытуемым предлагалось через 1.5-2 часа после начала рабочего дня вспомнить события "в пути на работу". Оказалось, что особенно хорошо запоминались те события, которые препятствовали или наоборот, способствовали своевременному прибытию на рабочее место. Указанные события вызывали эмоциональную реакцию, следовательно, испытуемые гораздо лучше запоминали информацию, связанную с эмоциональными состояниями. Кроме того, даже в тех случаях, когда испытуемые вспоминали что-то не связанное с дорогой, их воспоминания относились к тем ситуациям, которые вызывали реакции недоумения, удивления и т. д. По сути, это интеллектуальные состояния, указывающие на наличие какой-либо задачи для восприятия или осмысления [148, с.476-486].

Более подробно содержательные связи между состояниями и процессами изучал Я. Рейковский. Автор выделяет продолжительные и кратковременные ситуативные эмоции, при этом последние называет эмоциональными состояниями [136, с.52]. Под содержанием эмоций он понимает отражение качественных особенностей ситуации, имеющих значение для субъекта [там же, с.39]. На основе анализа большого эмпирического материала, посвященного анализу взаимоотношений эмоциональных состояний и когнитивных процессов восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, Я. Рейковский приходит к двум основным выводам. Во-первых, эмоции активируют интеллектуальные процессы, содействуют их усилению, ускорению и расширению. Во-вторых, под влиянием эмоций все виды когнитивных процессов подвергаются определенным модификациям, в результате которых они приобретают избирательность и направленность. Изменения, происходящие в познавательных процессах, связаны с содержанием эмоциональных состояний, например, агрессивные эмоции способствуют агрессивным мыслям, ревность вызывает концентрацию на мельчайших признаках "измены", радостный человек направлен на счастливые воспоминания [там же, с.212].

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Еще по теме:

Психолого-педагогические рекомендации по профилактике и коррекции синдрома эмоционального выгорания
Анализ взаимосвязи эмоционального выгорания с негативными коммуникативными установками и субъективными болезненными ощущениями у педагогов позволяет выделить следующие обоснования для рекомендаций: 1) поскольку выявлены различия как в ст ...

Понятие эмоций, их функции
Объективные свойства предметов и явлений окружающей действительности отражаются человеком посредством познавательных процессов. Но каждый отражаемый объект, каждое событие вызывают к себе определенное отношение человека в зависимости от т ...

Вывод
Нами был рассмотрен феномен совместной деятельности. Особое внимание мы уделили субъекту совместной деятельности и психологическим факторам, влияющим и определяющим качество и протекание совместной деятельности. Подводя черту хотелось бы ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru