Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов

Системный подход к психике человека предполагает изучение механизмов и закономерностей взаимосвязи между различными категориями психических явлений. В этом контексте исследование взаимоотношений состояний с когнитивными процессами является кардинальным, "жизненно важным" вопросом (Л. С. Выготский).

В теоретическом плане исследование взаимосвязи психических явлений существенно для понимания целостности психической деятельности, становления и развития психических функций, регуляции психической активности (С. Л. Рубинштейн). В контексте отношений психических состояний и когнитивных процессов это положение особо актуально для изучения продуктивности познавательной деятельности (Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова, 1972; 1977), адаптационных возможностей субъекта (Ф. Б. Березин, 1988; А. А. Реан, 2006), изучения саморегуляции психических состояний (Л. Г. Дикая, 2002; Е. П. Ильин, 2005; А. О. Прохоров, 2005), информационной детерминации состояний (В. А. Бодров, 2000) и др.

Особую значимость приобретает изучение взаимосвязи состояний и когнитивных процессов в учебной деятельности. Знание этих отношений может способствовать повышению продуктивности учебной деятельности школьников и студентов, открывая возможности для создания обоснованных методов управления состояниями и активизации когнитивных процессов в ходе учебного процесса. Данная проблема затрагивается в работах, посвященных исследованиям психических состояний в учебной деятельности (Т. Н. Васильева, Н. В. Ванюхина, Г. Н. Генинг, Г. Т. Шавалиева и др.), саморегуляции психических состояний студентов (Г. Ш. Габдреева), состояниям школьников и студентов в компьютеризованной деятельности (А. Е. Сережкина), зависимости эмоциональных состояний от школьной успеваемости (А. А. Горбатков) и др.

Важным моментом в этих исследованиях является анализ опосредующего влияния личностных параметров во взаимоотношениях состояний и когнитивных процессов, что позволяет рассмотреть активную, регуляторную природу личностных характеристик (В. В. Селиванов, 2008). Исследование отношений состояний и когнитивных процессов как личностного феномена отвечает требованиям субъектно-деятельностного подхода, занимающего важное место в отечественной психологии.

На сегодняшний день, наряду с интенсивным изучением когнитивных процессов (Е. А. Сергиенко, М. А. Холодная и др.) и состояний (Е. П. Ильин, А. Б. Леонова, А. О. Прохоров и др.), взаимосвязи между ними, за редким исключением (Л. Р. Фахрутдинова, 2001), практически не рассматриваются. Исследования проводятся в рамках психологии эмоций (В. L. Fredrickson, 1998, 2001; A.M.Isen, 1985, 1987), социальной психологии (Л. Фестингер, 2000; J. Forgas, 2004), инженерной психологии (В. А. Бодров, 2000), нейропсихологии (М. D. Lewis, 1996; 2005). Вопрос отношений когнитивных процессов и психических состояний частично затрагивается в контексте изучения отдельных состояний: психической напряженности (Т. А. Немчин, 1983; Н. И. Наенко, 1976), утомления (А. Б. Леонова, 1984), монотонии (Е. П. Ильин, 1981) и др.

Слабая разработанность проблемы отражается на ее освещении в учебной литературе по психологии. Как правило, в учебниках имеется лишь краткое указание на то, что, с одной стороны, когнитивные процессы выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека, а с другой, - психические состояния влияют на течение и результат когнитивных процессов (К. К. Платонов, Г. Г. Голубев, 1977; А. Г. Маклаков, 2007). Этот факт указывает на недостаточность имеющихся знаний по данной проблеме и необходимость ее дальнейшего изучения.

Таким образом, ограниченный и разрозненный эмпирический материал, отсутствие четких теоретических представлений о соотношении двух психических явлений, и в тоже время очевидная теоретическая и практическая значимость обозначенной темы свидетельствуют о наличии противоречия между научным статусом вопроса и уровнем его разработанности.

Еще по теме:

Определение уровня зрелости нервных процессов: теппинг-тест
В диагностической работе мы воспользовались теппинг-тестом О. Черниковой (в модификации А.И. Вайнштейна, В.П. Жура, Л.В. Кармановой). [16, с.355] На листе бумаги воспитателем (психологом) рисуются 6 квадратов. Нумеруются они следующим об ...

Взаимосвязь оценки окружающих, самооценки и успеха в обществе
Психологи специально изучают влияние, которое оценка окружающих оказывают на человека. [7, 6, 14] Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методис ...

Психофизиологические особенности детей подросткового возраста
Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В понимании хронологических границ возраста в психологич ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru