Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов » Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов

Страница 3

Д. А. Леонтьев связывает рефлексию с функцией смысловой регуляции жизнедеятельности [89, с. 145]. Результатом рефлексивной проработки смыслов является их трансформация, описанная автором как эффекты смыслоосознания. Процессы перестройки смысловых структур есть решение задачи на смысл — определение места объекта или ситуации в контексте жизнедеятельности субъекта [там же, с.259]. Результатом является вербализация исходного смысла, воплощение его в значении. Таким образом, осознание смыслов осуществляется благодаря направленной рефлексии субъектом своих отношений с миром.

Близкое определение рефлексии дают В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев: " .Это такая специфически человеческая способность, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования (вплоть до самопожертвования во имя высоких целей и смерти "за друга своя")" [147, с.77]. Авторы характеризуют рефлексию как способность осуществить ценностно-смысловое самоопределение по отношению к жизни в целом.

По мнению Б. С. Алишева, понятие рефлексии является однопорядковым с понятием интерпретация. Рефлексия есть "объяснение человеком себе своего собственного поведения, состояний, переживаний и т.д." [2, с.87]. В результате достигается непротиворечивая оценка собственных состояний. Интерпретация является информационным процессом, поскольку уменьшает неопределенность, порождающую множество вариантов интерпретации. Суть интерпретации (достижения определенности) заключается также в определении значения информации, ее личностного смысла (оценка) [там же, с.90].

Такое понимание рефлексии перекликается с положениями когнитивных теорий эмоций. В когнитивной теории эмоций С. Шехтера интерпретация доступной индивиду информации о собственном состоянии и внешнем воздействии является основным фактором, определяющим интенсивность, длительность и модальность эмоционального состояния [цит. по 21]. Интерпретация и оценка состояния реализуется на основе когнитивных процессов [156]. Аналогичные идеи излагает Р. Лазарус в контексте психологической теории стресса. Интерпретация и оценка рассматриваются как процессы определения смысла ситуации и возможностей по ее преодолению. Согласно автору, подобная оценка также осуществляется на основе когнитивных процессов [цит. по 26]. В рамках концепции саморегуляции психофизиологического состояния Л. Г. Дикая рассматривает когнитивный компонент, который отвечает за оценку собственного состояния [52].

Таким образом, в рассмотренных определениях рефлексии отмечается, прежде всего, ее интеллектуальная сторона как процесса анализа, оценки, интерпретации своих внутренних состояний, процессов, свойств. В ходе рефлексии над самим собой субъект превращается в некоторое содержание когнитивных процессов. Также подчеркивается тесная взаимосвязь рефлексии и смысловой сферы субъекта.

Кроме того, в современных исследованиях наблюдается тенденция рассматривать отношения эмоциональных состояний и познания как опосредованных и регулируемых личностью. Исследователи полагают, что существует система некоторых личностных черт или способностей, отвечающих за организацию влияния эмоциональных состояний на познавательную сферу личности. В частности, данная тенденция реализуется в разработке проблемы эмоционального интеллекта [21]. Под эмоциональным интеллектом понимают некоторую модель способностей, предполагающую пересечение эмоциональной сферы и познания. Было выделено четыре фактора эмоционального интеллекта: восприятие эмоций, понимание эмоций, управление эмоциями, использование эмоций. Эмоциональный интеллект лежит в основе саморегуляции, фактически он имеет отношение к рефлексии своих и "чужих" эмоциональных состояний и управлению ими с целью адаптации. Конечный продукт эмоционального интеллекта - принятие решения на основе понимания эмоциональных состояний, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл [7, 92, 194].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Межличностные отношения как важный фактор, влияющий на социальный статус подростка
Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее отмечаются измен ...

Содержание и структура профессиональной педагогической деятельности
В российской психологии разработан ряд плодотворных концепций деятельности и методических подходов к её изучению. Это прежде всего работы общетеоретического плана С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, К.А.Абульхановой ...

Определение межличностных отношений
В 1920-1930 годы произошел расцвет социальной психологии, выясняющий закономерности межличностных отношений и становится ведущим направлением в США, Англии, Германии, Франции, Японии. В центре внимания оказалась малая группа. Сплоченность ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru