Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов » Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов

Страница 4

В рамках социальной психологии разрабатывается "модель воздействия" эмоциональных состояний на познание. В основе связей между двумя сферами лежат различные механизмы, актуальность которых определяется типом социального мышления и ситуацией. Во-первых, эмоции служат для того, чтобы инициировать одинаковые или сходные когнитивные категории, во- вторых, эмоциональные состояния являются информацией о тех или иных явлениях социального мира. Указанные механизмы включаются в различных ситуациях. Если человеку требуется основательное размышление и интерпретация информации, то влияние эмоциональных состояний на познание осуществляется через первый механизм, при задачах, требующих небольших когнитивных усилий — через второй, рефлексивный механизм. Эмоциональные состояния оказывают более сильные воздействия на процесс познания, когда человек вовлечен в активную когнитивную деятельность [24, 184].

Таким образом, в приведенных исследованиях психические состояния и когнитивные процессы рассматриваются в качестве познавательного объекта, они "воспринимаются", "отражаются", "оцениваются", "интерпретируются". Все указанные процессы реализуются на рефлексивной основе. Отсюда можно предположить, что перспективным направлением исследований может являться изучение отношений состояний и когнитивных процессов с учетом рефлексии, на основе которой происходит интерпретация состояния, его "означивание", влияющие на содержательные характеристики когнитивных процессов. С другой стороны, рефлексия рассматривается как высший, личностный уровень регуляции когнитивных процессов [71, 74]. Следовательно, учитывая позиции различных исследователей, можно сделать предположение о существенном влиянии рефлексии на взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов.

Смысловая сторона отношений психических состояний и когнитивных процессов.

На наш взгляд, в качестве наиболее общего основания для выделения смыслового аспекта отношений состояний и когнитивных процессов могут служить следующие положения.

1) . Общеметодологический принцип "недизъюнктивности психического" (С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский), согласно которому психические явления содержат процессуальный и личностный аспекты, при этом взаимосвязь обоих аспектов остается онтологически неразрывной, "не дизъюнктивной". Психическое как процесс, характеризуется своей предельной динамичностью, непрерывной подвижностью и изменчивостью [23, с.79]. Методологическая установка при изучении психического как процесса предполагает раскрытие взаимосвязей между стадиями процесса в ходе их формирования [там же, с. 196]. Личностный аспект психических явлений выступает в случае изучения отношений человека к тем или иным задачам, к ситуации в целом, к другим людям и т.д.

В контексте взаимосвязи состояний и познавательных процессов на необходимость учета личностных отношений указывали С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев и др. Так, согласно Б. Ф. Ломову понятие "субъективные отношения личности" является наиболее общим, обозначающим субъективную позицию личности в той или иной ситуации. "Отношение" включает момент оценки, выражает пристрастность личности и близко по содержанию к понятиям "личностный смысл", "установка", в то же время, выступая по отношению к ним родовым [91, с.326]. Как интегральные свойства личности, отношения влияют на все психические процессы (явления) и проявляются в эмоциональных реакциях [там же, с.ЗЗЗ].

Одной из современных реализаций "личностного подхода" к изучению взаимосвязи познания и эмоциональных состояний является разработка проблемы эмоциональных способностей ("эмоционального интеллекта") [194].

2) . Положение Л. С. Выготского о единстве интеллектуальной и аффективной сторон психики. Согласно данному принципу взаимосвязь интеллектуальных процессов и эмоций осуществляется в контексте "динамической смысловой системы" [35, с.20].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Классификация детских игр
Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп. Игровой элемент присутствует буква ...

Структура личности тренера
Структуру личности тренера мы рассматриваем исходя из известной концепции К.К.Платонова, согласно которой в личности можно выделить четыре подструктуры. В первую подструктуру входят мировоззренческие и нравственные качества личности трен ...

Субъект совместной деятельности
Анализ теоретических и экспериментальных исследований совместной деятельности демонстрирует широкий спектр представлений о ее субъекте. Однако за всем этим конкретным многообразием просматривается несколько общих схем его описания. В знач ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru