Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов » Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов

Страница 4

В рамках социальной психологии разрабатывается "модель воздействия" эмоциональных состояний на познание. В основе связей между двумя сферами лежат различные механизмы, актуальность которых определяется типом социального мышления и ситуацией. Во-первых, эмоции служат для того, чтобы инициировать одинаковые или сходные когнитивные категории, во- вторых, эмоциональные состояния являются информацией о тех или иных явлениях социального мира. Указанные механизмы включаются в различных ситуациях. Если человеку требуется основательное размышление и интерпретация информации, то влияние эмоциональных состояний на познание осуществляется через первый механизм, при задачах, требующих небольших когнитивных усилий — через второй, рефлексивный механизм. Эмоциональные состояния оказывают более сильные воздействия на процесс познания, когда человек вовлечен в активную когнитивную деятельность [24, 184].

Таким образом, в приведенных исследованиях психические состояния и когнитивные процессы рассматриваются в качестве познавательного объекта, они "воспринимаются", "отражаются", "оцениваются", "интерпретируются". Все указанные процессы реализуются на рефлексивной основе. Отсюда можно предположить, что перспективным направлением исследований может являться изучение отношений состояний и когнитивных процессов с учетом рефлексии, на основе которой происходит интерпретация состояния, его "означивание", влияющие на содержательные характеристики когнитивных процессов. С другой стороны, рефлексия рассматривается как высший, личностный уровень регуляции когнитивных процессов [71, 74]. Следовательно, учитывая позиции различных исследователей, можно сделать предположение о существенном влиянии рефлексии на взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов.

Смысловая сторона отношений психических состояний и когнитивных процессов.

На наш взгляд, в качестве наиболее общего основания для выделения смыслового аспекта отношений состояний и когнитивных процессов могут служить следующие положения.

1) . Общеметодологический принцип "недизъюнктивности психического" (С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский), согласно которому психические явления содержат процессуальный и личностный аспекты, при этом взаимосвязь обоих аспектов остается онтологически неразрывной, "не дизъюнктивной". Психическое как процесс, характеризуется своей предельной динамичностью, непрерывной подвижностью и изменчивостью [23, с.79]. Методологическая установка при изучении психического как процесса предполагает раскрытие взаимосвязей между стадиями процесса в ходе их формирования [там же, с. 196]. Личностный аспект психических явлений выступает в случае изучения отношений человека к тем или иным задачам, к ситуации в целом, к другим людям и т.д.

В контексте взаимосвязи состояний и познавательных процессов на необходимость учета личностных отношений указывали С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев и др. Так, согласно Б. Ф. Ломову понятие "субъективные отношения личности" является наиболее общим, обозначающим субъективную позицию личности в той или иной ситуации. "Отношение" включает момент оценки, выражает пристрастность личности и близко по содержанию к понятиям "личностный смысл", "установка", в то же время, выступая по отношению к ним родовым [91, с.326]. Как интегральные свойства личности, отношения влияют на все психические процессы (явления) и проявляются в эмоциональных реакциях [там же, с.ЗЗЗ].

Одной из современных реализаций "личностного подхода" к изучению взаимосвязи познания и эмоциональных состояний является разработка проблемы эмоциональных способностей ("эмоционального интеллекта") [194].

2) . Положение Л. С. Выготского о единстве интеллектуальной и аффективной сторон психики. Согласно данному принципу взаимосвязь интеллектуальных процессов и эмоций осуществляется в контексте "динамической смысловой системы" [35, с.20].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Распределение ролей в семье
С точки зрения Г.М.Андреевой для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, како ...

Мотивация достижения
Большую роль в объяснении влияния мотивации на эффективность профессиональной деятельности играют исследования мотивации достижения. Мотивация достижения проявляется в стремлении выполнить работу на высоком уровне везде, где имеется возмо ...

Разнообразие подходов к анализу игровой деятельности в детской психологии
Игра сложилась на определенном этапе исторического развития общества в связи с задачами формирования подрастающего поколения. Игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. По ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru