Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов » Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов

Страница 7

Семантическое содержание психических состояний и процессов связано с чувственным содержанием, некоторыми данными, доступными осознанию [88]. Согласно феноменологической традиции Э. Гуссерля, интенциональность или "отнесенность" психических явлений к некоторым объектам внешнего мира, является сущностной характеристикой психической жизни. В "Амстердамских докладах" автор пишет: " .Как открывает нам рефлексия, от восприятия неотделимо то, что оно есть восприятие того-то и того-то, точно так же переживание воспоминания есть в самом себе воспоминание о том-то и том-то, точно также мышление - есть мышление таких-то и таких-то мыслей, люди боятся чего-то, любят что-то и т. д." [цит. по 4, с.38]. С позиции психологической теории значения состояние - это "активная интенциональная направленность субъекта на те или иные феномены внешнего или внутреннего мира" [там же, с.321].

В отечественной психологии аналогом понятия интенциональность выступает термин "предметность" [там же, с.37]. Д. А. Леонтьев отмечает, что неправильное понимание этого термина "предметность", скорее правило, чем исключение. Предметом может быть как идеальный объект, так и материальный, предметом являются также целостные жизненные события и специфические действия субъекта [89, с.195].

Предметность психических состояний традиционно связывают с понятиями ситуации и переживания (Н. Д. Левитов, А. О. Прохоров, Ю. Е. Сосновикова и др.). Переживание субъектом своего отношения к ситуации или различным этапам деятельности является сущностной характеристикой состояния [36, 124, 151]. По словам В. Ф. Сопова, такое понимание состояний позволяет ответить на вопрос "зачем появляется состояние?" [151, с. 10].

Содержательные характеристики при изучении состояний играют определяющую роль: "Психическое состояние нередко характеризуется не столько его функциональной природой (умственное оно, эмоциональное или волевое), сколько содержательной стороной, направленностью . Гнев неадекватный, вызванный ничтожным поводом, нельзя отождествить с гневом, реакцией на серьезную обиду" [84, с. 102]. Под направленностью Н. Д. Левитов понимал своеобразно переживаемое избирательное отношение к действительности, которое является характерным для данного человека [там же, с.36]. Направленность согласно данному определению означает содержание значимых целей и мотивов. Одной из форм направленности автор называет внимательность, как ее черту, которая проявляется как в непроизвольном, так и произвольном внимании.

На уровне сознания переживания приобретают свое значение и порождают важную характеристику психической жизни - осмысленность. Любая деятельность зависит от "означенности" чувственных образов, от сознания субъекта. Предметная деятельность субъекта "всегда опосредована процессами сознания" [88, с. 137]. Значения, представляя собой "особое внутренне отношение", преломляют ситуацию в сознании человека. Субъект различает объективное значение те или иных явлений и их значение для самого себя, таким образом, одни и те же явления способны приобретать в сознании субъекта разный личностный смысл, который и создает пристрастность человеческого сознания [там же, с. 112, 118]. По определению А. Н. Леонтьева, личностный смысл является отношением между мотивами и целями деятельности, представляет собой оценку жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах [там же, с. 116].

Содержательные характеристики когнитивных процессов, как показано в исследованиях отечественных ученых, определяются их предметностью как основным свойством [31, 90]. Предметы окружающего мира или их совокупности, составляющие целостные ситуации, образуют чувственное содержание когнитивных процессов. На уровне сознания когнитивные процессы приобретают качества категориальности и осмысленности. Таким образом, когнитивные процессы детерминированы, прежде всего, предметным миром. Аналогичных позиций придерживаются и в зарубежной когнитивной психологии [150].

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Еще по теме:

Психологические основы семейного воспитания
Семья – это сложное социальное образование, малая группа, включающая мужчин и женщин, различных по возрасту, профессиональной определенности, общность, связанная узами супружества – родительства, родства кровного и духовного, осуществляю ...

Понятие и виды депривации
В настоящее время термин «депривация» активно используется в психологической и медицинской литературе. Однако в определении содержания этого понятия отсутствует единство. Термин «депривация» образован от английского слова deprivation, ко ...

Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа
В истории любой науки, в том числе и психологии, временами настают такие события, которые ведут к пересмотру устоявшихся идей и взглядов. Как правило, смена научной парадигмы представляет собой долгий и сложный процесс, сопровождающийся т ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru