Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов » Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов

Страница 9

Влияние эмоций на когнитивные процессы автор объясняет "законом генерализации". Эмоциональные состояния сравниваются с волной активации, избирательно захватывающей все познавательные структуры человека, связанные с ней по своему значению. Конкретные модификации когнитивных процессов определяются "индивидуальной структурой значений" [там же, с.213].

В рамках социальной психологии Л. Фестингер приходит к выводу, что взаимоотношение между когнитивной сферой и эмоциональными состояниями субъекта подчиняется психологическому феномену когнитивного диссонанса. Например, в состоянии сильного страха информация, соответствующая данному состоянию будет диссонантна знанию об отсутствии опасности. В этом случае психологическая регуляция проявляется в стремлении увеличить число когнитивных элементов, консонантных с реакцией страха. Таким образом, каждое психическое состояние может приводить к тенденции "расширять познание" консонантное самому себе или, другими словами, субъект имеет склонность перерабатывать информацию соответствующую актуальному психическому состоянию. Тем самым, автор отмечает регулирующую функцию психических состояний по отношению к когнитивным процессам, подтверждая выводы, полученные Я.Рейковским [162, с.272-273].

Обзор современных эмпирических исследований взаимоотношений эмоциональных состояний и когнитивных процессов, в контексте эмоциональной регуляции последних, проведен Д. В. Люсиным [93]. Автор рассматривает влияние эмоций на процессы восприятия, внимания, памяти. Объектами когнитивных процессов выступали "эмоционально окрашенные", "эмоциональные по содержанию" стимулы. Таким образом, сами стимулы, используемые в эмпирических исследованиях, обладали определенными качественными характеристиками.

Все экспериментальные исследования, охваченные в обзоре, используют следующие две схемы: индицирование эмоционального состояния — предъявление соответствующих эмоционально окрашенных стимулов — измерение времени реакции на данную информацию по сравнению с нейтральной. Либо вторая схема: эмоциональное состояние — эмоциональная окрашенность стимула — соответствующая продуктивность когнитивных процессов при данной окраске. В последнем случае изучалась взаимосвязь между эмоциональным содержанием стимула и состоянием испытуемого или соответствие значения состояния эмоциональному значению стимула. Основной вывод автора заключается в том, что человек, прежде всего, перерабатывает, информацию, значение которой соответствует актуальному эмоциональному состоянию. Адаптивный смысл данного механизма состоит в том, что человеку становятся доступны примеры его поведения в аналогичных ситуациях в прошлом. Влияние эмоциональных состояний на процессы памяти автор объясняет при помощи сетевой модели [183]. Эмоциям соответствует определенный узел, который связан другими узлами, включая семантические значения, воспоминания, поведенческие проявления и т.д. При активации соответствующей эмоции, активизируется связанная с ней часть сети, в результате эффективнее и быстрее перерабатывается информация, которая идентична состоянию человека по эмоциональной окраске. В свою очередь происходит дальнейшая активизация данного узла. Альтернативным объяснением может служить нейропсихологическая модель, согласно которой основным эмоциональным состояниям соответствуют особые модусы мозговой активности, функционирование которых активизирует соответствующие им информационные процессы [цит. по 93, с.342].

Еще одним объяснением, на наш взгляд, может являться модель перцептивной схемы, предложенная У. Найссером. Схема является планом сбора информации об объектах окружающего мира, модифицируется опытом и является специфичной в отношении того, что воспринимается [103, с.74]. По мнению автора, состояния представляют собой "предвосхищения": "Гнев - это внутренний аспект предвосхищенной агрессии" [там же, с.200]. Согласно концепции У. Найссера, состояние человека вызывает одну из схем в соответствии со своим знаком, тем самым устанавливается взаимосвязь между настроением и объектом восприятия. Таким образом, состояния "управляют" схемами, сами же схемы направляют восприятие и другие когнитивные процессы [там же, с.64].

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Еще по теме:

Психологические причины вовлечения подростков в субкультуру готов
К психологическим причинам вовлечения подростков в субкультуру готов относятся: 1.Одиночество. Оно является одной из основных психологических причин вовлечения подростков в субкультуру готов, так как не найдя поддержку и понимание среди ...

Понятие гендерного дисплея
Гендер (от англ. «род») понимается как одна из важных граней социальных отношений и включает три группы характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы, распространенные в обществе, а также так называемый «гендерный дисплей» – пр ...

Особенности проявления психологической защиты
Во время анализа и обсуждения рисуночного материала необходимо обязательно учитывать такое проявление личности, как психологическая защита. Основные формы психологической защиты по Фрейду: вытеснение, сублимация, идентификация, перенесени ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru