Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов » Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов

Страница 9

Влияние эмоций на когнитивные процессы автор объясняет "законом генерализации". Эмоциональные состояния сравниваются с волной активации, избирательно захватывающей все познавательные структуры человека, связанные с ней по своему значению. Конкретные модификации когнитивных процессов определяются "индивидуальной структурой значений" [там же, с.213].

В рамках социальной психологии Л. Фестингер приходит к выводу, что взаимоотношение между когнитивной сферой и эмоциональными состояниями субъекта подчиняется психологическому феномену когнитивного диссонанса. Например, в состоянии сильного страха информация, соответствующая данному состоянию будет диссонантна знанию об отсутствии опасности. В этом случае психологическая регуляция проявляется в стремлении увеличить число когнитивных элементов, консонантных с реакцией страха. Таким образом, каждое психическое состояние может приводить к тенденции "расширять познание" консонантное самому себе или, другими словами, субъект имеет склонность перерабатывать информацию соответствующую актуальному психическому состоянию. Тем самым, автор отмечает регулирующую функцию психических состояний по отношению к когнитивным процессам, подтверждая выводы, полученные Я.Рейковским [162, с.272-273].

Обзор современных эмпирических исследований взаимоотношений эмоциональных состояний и когнитивных процессов, в контексте эмоциональной регуляции последних, проведен Д. В. Люсиным [93]. Автор рассматривает влияние эмоций на процессы восприятия, внимания, памяти. Объектами когнитивных процессов выступали "эмоционально окрашенные", "эмоциональные по содержанию" стимулы. Таким образом, сами стимулы, используемые в эмпирических исследованиях, обладали определенными качественными характеристиками.

Все экспериментальные исследования, охваченные в обзоре, используют следующие две схемы: индицирование эмоционального состояния — предъявление соответствующих эмоционально окрашенных стимулов — измерение времени реакции на данную информацию по сравнению с нейтральной. Либо вторая схема: эмоциональное состояние — эмоциональная окрашенность стимула — соответствующая продуктивность когнитивных процессов при данной окраске. В последнем случае изучалась взаимосвязь между эмоциональным содержанием стимула и состоянием испытуемого или соответствие значения состояния эмоциональному значению стимула. Основной вывод автора заключается в том, что человек, прежде всего, перерабатывает, информацию, значение которой соответствует актуальному эмоциональному состоянию. Адаптивный смысл данного механизма состоит в том, что человеку становятся доступны примеры его поведения в аналогичных ситуациях в прошлом. Влияние эмоциональных состояний на процессы памяти автор объясняет при помощи сетевой модели [183]. Эмоциям соответствует определенный узел, который связан другими узлами, включая семантические значения, воспоминания, поведенческие проявления и т.д. При активации соответствующей эмоции, активизируется связанная с ней часть сети, в результате эффективнее и быстрее перерабатывается информация, которая идентична состоянию человека по эмоциональной окраске. В свою очередь происходит дальнейшая активизация данного узла. Альтернативным объяснением может служить нейропсихологическая модель, согласно которой основным эмоциональным состояниям соответствуют особые модусы мозговой активности, функционирование которых активизирует соответствующие им информационные процессы [цит. по 93, с.342].

Еще одним объяснением, на наш взгляд, может являться модель перцептивной схемы, предложенная У. Найссером. Схема является планом сбора информации об объектах окружающего мира, модифицируется опытом и является специфичной в отношении того, что воспринимается [103, с.74]. По мнению автора, состояния представляют собой "предвосхищения": "Гнев - это внутренний аспект предвосхищенной агрессии" [там же, с.200]. Согласно концепции У. Найссера, состояние человека вызывает одну из схем в соответствии со своим знаком, тем самым устанавливается взаимосвязь между настроением и объектом восприятия. Таким образом, состояния "управляют" схемами, сами же схемы направляют восприятие и другие когнитивные процессы [там же, с.64].

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Еще по теме:

Проявления застенчивости у детей
Как правило, застенчивость проявляется в детстве. Многие родители сталкиваются с застенчивостью своих детей, когда ходят с ребенком в гости или к ним в дом приходят в гости. Ребёнок робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрос ...

Психологические особенности трудовой деятельности спасателей-пожарных
В настоящее время в нашей Республике проведена реорганизация подразделений пожарной службы в структуры Министерства по чрезвычайным ситуациям. Созданы подразделения, способные выполнять функции аварийно спасательной службы. Специфичность ...

Содержание и методы выявления роли психологического сопровождения беременных женщин в формировании отношений
Особый интерес для психолога представляет исследование семьи, ожидающей ребенка. Нередко ожидание рождения ребенка является источником психической травмы для членов семьи. После рождения ребенка меняется состав семейных отношений, происхо ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru