Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов » Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов

Страница 10

Проанализированные Д. В. Люсиным эмпирические исследования, на наш взгляд, можно отнести к содержательному плану. Для этого необходимо проследить взаимосвязь между понятиями эмоциональной стимуляции и смысловой сферой субъекта.

Поскольку состояния ситуативны, они имеют свое субъективное содержание, обусловленное опытом человека. Эмоциональные состояния, направляясь на определенный объект или значимую ситуацию, окрашивают познавательно отражаемое содержание, выражают субъективное его значение. В результате различные ситуации, предметы, объекты приобретают естественную эмоциональную значимость [33]. Аналогичный механизм описывает А. О. Прохоров: взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов приводит к развитию процессов через закрепление и "научение" "процессуальных и содержательных картин" за актуализированными состояниями. Этот механизм осуществляется благодаря интегрирующей и развивающей функции состояния, обуславливающей "психологический строй" личности необходимый для эффективного функционирования субъекта [124, с. 123].

Схожие взгляды можно найти у Е. Хаббард, рассматривающего перцепцию как процесс интерпретации и организации информации, одной из сторон которой является суждение о том приятная ли данная информация или же неприятная и вредная. Процесс организации в перцепции подразумевает, что создаются связи между переживаниями различных ситуаций, накопленными в долговременной памяти, которые в дальнейшем будут влиять на процессы оценки ситуации. Здесь же автор отмечает, что процессы восприятия зачастую могут искаженно интерпретировать информацию в форме воображаемой угрозы или опасения нежелательной информации. В этом случае реакции на подобные представления могут быть аналогичны реакциям при восприятии реальной угрозы или негативной информации [цит. по 17, с.205-206].

В психосемантике эмоциональную окраску субъективных образов объектов, явлений или стимулов связывают с понятием коннотатиеного значения — состояниями, которые следуют за восприятием стимула и предваряют дальнейшие операции с ними. По мнению В. Ф. Петренко " .наиболее близким аналогом коннотативного значения в понятийном аппарате советской психологии является понятие личностного смысла" [111,с.53]. Д.А.Леонтьев указывает на ограниченность подобной аналогии, поскольку эмоциональное отношение к объекту есть лишь первичное указание на смысл и не включено в систему жизненных отношений субъекта [89, с.312]. В то же время, Д. А. Леонтьев считает правомерным использование "эмоциональной индикации" в качестве ведущей формы презентации субъекту личностного смысла объектов и явлений действительности. "Мы замечаем что- то, вспоминаем или думаем о чем-то с радостью, с грустью, с удивлением, с отвращением и т.д.; эмоции, таким образом, сообщают нам на своем специфическом "языке" непосредственную оценку значимости сопровождаемых ими объектов" [там же, с.169].

Таким образом, исследования, связанные с изучением "соответствия" значений эмоциональных состояний и предъявляемой информации имеют косвенное отношение к смысловой сфере.

Рассмотренные выше эмпирические исследования преимущественно показывают влияние эмоциональных состояний на когнитивные процессы. В то же время, многие исследователи отмечают в содержательном плане и обратное влияние когнитивных процессов на состояния.

Одним из механизмов такого влияния является когнитивный прайминг. Содержание той или иной мысли повышает вероятность появления в сознании других мыслей, семантически связанных с исходной. В результате усиливается эмоциональное состояние соответствующее "затравочной мысли" [15, с.157].

Другой механизм включает когнитивные оценки. Например, концепция Р. Лазаруса большую роль отводит значимости события относительно благополучия личности. Интенсивность состояний зависит от того, "как много поставлено на карту" и уверенности человека в своей способности справиться с ситуацией. На основе идеи субъективной значимости событий автор вводит понятие "оценка" и описывает некоторые ее разновидности: "вред", "угроза", "вызов" [191].

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Еще по теме:

Психологические особенности и качества дирижёрской деятельности
Деятельность дирижёра – одна из сложнейших в ряду музыкальных профессий. Кажущееся отсутствие трудностей, здесь, по словам Лео Гинзбурга, является источником величайших недоразумений [6, С.325]. «Проваливались», как дирижёры такие выдающи ...

Самооценка: сущность и уровень притязаний
Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоционал ...

Понятие о жизнестойкости личности. Структура и модели
Вопросы жизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой рабо ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru