Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов » Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов

Страница 5

Эта идея наиболее плодотворно реализована О. К. Тихомировым и его сотрудниками в экспериментальных исследованиях эмоциональной регуляции мышления. Была показана неразрывная связь эмоциональных состояний и мышления, выявлен "центральный" фактор их взаимодействия - "смысл конечной цели". Под воздействием смысла конечной цели происходит развитие смысла ситуации, опосредованное развитием "операциональных смыслов" элементов ситуации [29, с. 152]. В более поздних работах в качестве системообразующей динамической смысловой системы стал рассматриваться мотив [28].

Рассмотрим эти исследования более подробно. О. К. Тихомиров изучал отношения между мышлением и эмоциональными состояниями в процессе решения сложных шахматных задач. Результаты проведенных экспериментов показали, что "эмоциональное решение" иногда на десятки минут опережает выдачу готового решения, причем в дальнейшем оно очерчивает зону последующих поисков, направляя мыслительную деятельность. Таким образом, по мнению автора, " .эмоциональные состояния выполняют в мышлении различного рода регулирующие, эвристические функции" [159, с. 101]. Интерпретируя природу связи между эмоциональными состояниями и нахождением основной идеи решения задачи, автор заключает, что состояния включены в сам процесс поиска решения. Они связаны с выделением приблизительной области, где решение может быть найдено, как бы определяют субъективную значимость того или иного направления поиска [там же, с.104].

В исследованиях Ю. Е. Виноградова показана невозможность правильного решения трудных мыслительных задач без участия эмоциональных состояний. Автор указывает на феномен "эмоционального развития", заключающегося в повышении эмоциональной активации при выполнении логических операций, кульминационным пунктом которого является "эмоциональное решение" задачи. Эмоциональное развитие, включающее оценку объективно значимых элементов, способствовало формированию их смысла у испытуемых, в результате процессы эмоционального и смыслового развития оказывались взаимосвязанными, при этом, чем раньше возникала эмоциональная окраска действий с объективно значимыми элементами, тем быстрее происходило формирование их смысла и решение задачи. Таким образом, по мнению автора, эмоциональная активация и регуляция оказывают значительное воздействие на структуру мыслительной деятельности, являясь важнейшими функциями эмоций в процессе решения сложных задач [34].

По мнению И. А. Васильева, при изучении проблемы эмоциональной регуляции мыслительной деятельности правомерно использовать такие понятия, как "интеллектуальные эмоции и чувства". Эти эмоции возникают в ходе мыслительной деятельности и направляются на сам мыслительный процесс, соотносясь с отдельными его фазами. Именно такая направленность определяет возможность регуляции мыслительной деятельности. Например, в ходе анализа проблемной ситуации возникает противоречие между требованиями цели и своим опытом, которое переживается в форме состояния удивления. Попытки разрешить противоречия приводят к некоторым догадкам, что приводит к появлению состояния догадки. Стадия проверки возникших догадок характеризуется состояниями сомнения и уверенности. Принятие догадки приводит к доминированию эмоции уверенности. На последней стадии возникают специфические эмоции, связанные с результатом мыслительной деятельности. Таким образом, интеллектуальные эмоции при рассмотрении их в единстве с мыслительным процессом получают содержательную характеристику. Автор считает, что интеллектуальные эмоции представляют собой оценку, на данном основании выделяет ориентирующую и побуждающую функцию эмоций в мыслительном процессе. Эти функции являются конкретными формами эмоциональной регуляции [27].

3). Концепция смысловой детерминации состояний А. О. Прохорова, в рамках которой развивается предположение о том, что смысловая организация сознания обуславливает избирательность влияния ситуаций жизнедеятельности на субъекта [121]. Ситуация "преломляется", опосредуется смысловыми структурами, в ней выделяются значимые составляющие, имеющие для субъекта смысл, следствием этой детерминации являются психические состояния. Таким образом, смысловые характеристики личности выступают одним из факторов взаимосвязи познавательного отражения и актуализирующегося состояния, влияющим на характеристики последнего [175].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности [20, с. 76]. К видам одаренности относятся следующие: a) Художественная одаренность. Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах ...

Материнская тревожность
Каждая мать тревожится за своего ребенка, ведь все дети (да и взрослые тоже) ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными опасностями. Но среди мам встречаются и те, кто проявляет по отношению к своему чаду излишнюю тревожность, чем тол ...

Понятие о личности в психологии. Проблема развития личности ребенка–дошкольника
Личность – человек, который в процессе социализации усваивает систему норм и ценностей, правил существующих в обществе. Индивид (низший) - принадлежность человека к человеческому роду. Индивидом человек рождается. Субъект – человек, вк ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru