Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов » Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов

Страница 12

Регулирующее влияние эмоциональных состояний на психические процессы С. Л. Рубинштейн описывал при помощи метафоры "шлюзов", которые, устанавливаясь на ту или иную высоту, адаптируют протекание познавательных, волевых и других процессов, задавая тем самым различные динамические аспекты деятельности. В то же время автор отмечает зависимость динамических характеристик состояний от их содержания (отношения к объекту, на который направлена деятельность) [там же, с.562].

Среди современных исследований динамическая сторона отношений состояний и когнитивных процессов наиболее полно представлена в работах А. О. Прохорова [124, 125]. По мнению автора, изучение механизмов взаимоотношений психических состояний и процессов должно заключаться в изучении структуры психических состояний [124]. Психическое состояние, являясь отражением всей психики в целом и доминирующего в данный отрезок времени определенного ее компонента, играет роль связующего звена между психическими процессами и свойствами личности. Каждый компонент психики при его достаточной эффективности относительно других компонентов может характеризовать определенное временное состояние в целом. В этом случае психическое состояние может рассматриваться как часть данного психического компонента. С этой точки зрения можно говорить о взаимном влиянии психических процессов и состояний [там же, с.32-34].

Автор разделяет мнение В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и др. согласно которому психическое состояние выступает общим функциональным уровнем психической деятельности, на фоне которого развиваются психические процессы. В силу различий в порядке временных характеристик процессов и состояний переменные характеристики состояний являются параметрами для процессов (например, задают уровень, диапазон изменений психических процессов). Главное значение имеют уровневые и полярные характеристики психических состояний [там же, с.53].

Эмпирические исследования взаимоотношений психических состояний и процессов проводились в реальных условиях учебной и педагогической деятельности в школах и вузах: на уроках, лекциях, семинарах, практических занятиях и пр. А. О. Прохоровым установлено, что существует три типа влияния психических состояний на когнитивные процессы (временной интервал час-день):

1. "Сквозные" состояния, влияющие на протяжении всего психического процесса (обеспечивают фон);

2. состояния, влияющие на развертывание психического процесса, являющиеся "пусковыми";

3. состояния, обеспечивающие середину процесса;

4. состояния, влияющие на завершение процесса.

Результаты исследований взаимоотношений процессов и состояний позволили выявить закономерности их взаимодействия: интеграции, дифференциации, дезинтеграции (динамические характеристики взаимодействия). Процессы интеграции связаны с конвергенцией отдельных процессов к состояниям, дезинтеграции — с распадом предшествующих структур, дифференциации — с образованием структурно-функциональных блоков из разных процессов и состояний в ходе деятельности.

Со стороны количественных и качественных характеристик взаимоотношения процессов и состояний получены следующие результаты:

1. Психические процессы по-разному включены во взаимодействие с состояниями в отрезке текущего времени (отношение количества значимых корреляций к их общему количеству, средняя величина включенности когнитивных процессов — 19%).

2. Каждое отдельное состояние интегрирует несколько психических процессов.

3. Обнаружено соотношение устойчивых - изменчивых связей между психическими процессами и состояниями (22% / 78% соответственно).

4. Существует своеобразие интеграции психических процессов и состояний у школьников и студентов, обусловленное деятельностным фактором.

5. Выявлены возрастные особенности взаимодействия психических процессов и состояний, например, включенность воображения во взаимодействие с состояниями возрастает в онтогенезе (от 5 класса к 10 классу).

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Еще по теме:

Понятие культурного ассимилятора
Культурный ассимилятор - одна из кросс-культурных техник, получившая наиболее широкое распространение во многих странах мира. Она воплощает атрибутивный подход. Цель при использовании данного метода научить человека видеть ситуацию с точк ...

Виды и направления оказания психологической помощи семье ожидающей ребенка
Второй нормативный кризис традиционно рассматривается как переходный этап жизненного цикла семьи, обусловленный фактом рождения ребенка. При этом психологи анализирую особенности протекания данного кризиса, часто игнорируют период зачатия ...

Механизмы и модели агрессии
Существует несколько моделей агрессии, такие как: Морфологическая модель, Нейрональная модель, Биологическая модель, Социально-психологическая модель и психологическая модель. Далее я хочу по подробней расписать про каждую модель. Морфол ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru