Методика наблюдения
Наблюдение за групповым решением задачи осуществлялось в лабораторных условиях. Наблюдение включало все серии: с использованием критериев определения роли и без использования. В качестве испытуемых в первой серии среди студентов II курса факультета психологии по собственному желанию выбирались 6 человек. Наблюдатели рассаживались вокруг них таким образом, чтобы было удобно видеть лица и позы испытуемых, слышать, о чём они говорят.
Испытуемым была предложена задача, на решение которой отводилось 20 минут. Наблюдатели были разделены на 2 подгруппы по 8 человек в каждой. У первой подгруппы были бланки для распределения ролей между испытуемыми без использования критериев этих ролей. У второй подгруппы были бланки с критериями. Обе подгруппы не знали о том, что у них разные бланки. Задача перед наблюдателями стояла одинаковая – отнести каждого из испытуемых к одной или двум ролям, которые они выполняли в процессе решения задачи. Ознакомиться с обоими бланками можно в разделе Приложений.
В первой серии наблюдения в течение 20 минут, пока испытуемые решали задачу, наблюдатели составляли протокол, в котором отмечалось не более двух ролей для каждого из 6 испытуемых. По истечении этого времени составлялась Таблица 1, фиксирующая результаты наблюдения обеих подгрупп. Во второй серии наблюдения в качестве испытуемых были выбраны 6 человек из числа второй подгруппы наблюдателей, имевших в первой серии наблюдения критерии для оценивания ролей. Испытуемые из первой серии заняли место наблюдателей для второй серии. Теперь у первой подгруппы наблюдателей, у которых не было критериев наблюдения, появились критерии, а у второй подгруппы, наоборот, оказались бланки без критериев. Во второй серии все наблюдатели были ознакомлены с критериями, а испытуемым была предложена другая задача, на выполнение которой отводилось 20 минут. По истечении этого времени результаты наблюдения были занесены в Таблицу 2.
Результаты наблюдения
Таблица 1: результаты первой серии наблюдений
Катя |
Оля |
Екатерина |
Маша |
Даша |
Дима | |
Председатель |
0/0 |
0/2 |
0/1 |
3/1 |
0/0 |
4/8 |
Душа группы |
0/1 |
0/3 |
3/2 |
1/0 |
0/0 |
4/7 |
Генератор идей |
7/8 |
1/3 |
1/3 |
6/5 |
0/0 |
0/0 |
Проблематизатор |
1/2 |
5/5 |
3/1 |
0/1 |
2/3 |
2/0 |
Критик |
5/0 |
3/2 |
2/6 |
2/3 |
0/3 |
1/0 |
Секретарь |
0/2 |
0/0 |
6/2 |
1/1 |
3/2 |
0/0 |
Оформитель идей |
0/0 |
5/0 |
0/0 |
1/4 |
0/1 |
2/0 |
Еще по теме:
Характеристика речевого развития детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: словаря, грамматического строя, звукопроизношения, связной речи. ...
Экспериментальное изучение творческих способностей у студентов гуманитарной
и технической специальностей
С целью проверки выдвинутых теоретических предположений, а также для решения поставленных в ходе планирования практических задач, было проведено эмпирическое исследование, классифицировать которое можно как уточняющее.
Целью уточняющего ...
Причины девиантного поведения подростков
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Известно, что человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследст ...