Методика наблюдения

Материалы » Выявление ролевой структуры малых групп » Методика наблюдения

Страница 1

Наблюдение за групповым решением задачи осуществлялось в лабораторных условиях. Наблюдение включало все серии: с использованием критериев определения роли и без использования. В качестве испытуемых в первой серии среди студентов II курса факультета психологии по собственному желанию выбирались 6 человек. Наблюдатели рассаживались вокруг них таким образом, чтобы было удобно видеть лица и позы испытуемых, слышать, о чём они говорят.

Испытуемым была предложена задача, на решение которой отводилось 20 минут. Наблюдатели были разделены на 2 подгруппы по 8 человек в каждой. У первой подгруппы были бланки для распределения ролей между испытуемыми без использования критериев этих ролей. У второй подгруппы были бланки с критериями. Обе подгруппы не знали о том, что у них разные бланки. Задача перед наблюдателями стояла одинаковая – отнести каждого из испытуемых к одной или двум ролям, которые они выполняли в процессе решения задачи. Ознакомиться с обоими бланками можно в разделе Приложений.

В первой серии наблюдения в течение 20 минут, пока испытуемые решали задачу, наблюдатели составляли протокол, в котором отмечалось не более двух ролей для каждого из 6 испытуемых. По истечении этого времени составлялась Таблица 1, фиксирующая результаты наблюдения обеих подгрупп. Во второй серии наблюдения в качестве испытуемых были выбраны 6 человек из числа второй подгруппы наблюдателей, имевших в первой серии наблюдения критерии для оценивания ролей. Испытуемые из первой серии заняли место наблюдателей для второй серии. Теперь у первой подгруппы наблюдателей, у которых не было критериев наблюдения, появились критерии, а у второй подгруппы, наоборот, оказались бланки без критериев. Во второй серии все наблюдатели были ознакомлены с критериями, а испытуемым была предложена другая задача, на выполнение которой отводилось 20 минут. По истечении этого времени результаты наблюдения были занесены в Таблицу 2.

Результаты наблюдения

Таблица 1: результаты первой серии наблюдений

Катя

Оля

Екатерина

Маша

Даша

Дима

Председатель

0/0

0/2

0/1

3/1

0/0

4/8

Душа группы

0/1

0/3

3/2

1/0

0/0

4/7

Генератор идей

7/8

1/3

1/3

6/5

0/0

0/0

Проблематизатор

1/2

5/5

3/1

0/1

2/3

2/0

Критик

5/0

3/2

2/6

2/3

0/3

1/0

Секретарь

0/2

0/0

6/2

1/1

3/2

0/0

Оформитель идей

0/0

5/0

0/0

1/4

0/1

2/0

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Социальная среда и ее воспитательные функции
По современным представлениям социальная педагогика — это отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, в организациях, специально для этого созданных. Особенность современн ...

Родительское отношение к ребенку: определение и типы
Понятийный аппарат для анализа детско-родительских отношений довольно неоднороден: тут родительские установки и отвечающие им разновидности поведения; родительские убеждения; типы родительского отношения; виды отношений «мать — ребенок»; ...

Психосоциальный подход к исследованию ПТСР
Огромное значение социальных условий, в частности, фактора социальной поддержки окружающих, для успешного преодоления ПТСР отражено в моделях, получивших название "психосоциальных". Согласно психосоциальному подходу, модель реа ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru