Описание методики и параметры интерпретации

Материалы » Закономерности между особенностями личности и продуктами изобразительной деятельности детей 6-ти летнего возраста » Описание методики и параметры интерпретации

Ребенок не может рассматриваться отдельно от семьи. Не имеет, значение, будет это биологическая, заменяющая, искусственная, или даже придуманная семья для ребенка – это всепроникающая реальность, глубоко влияющая на представление о себе и взаимодействие с окружающими людьми и предметами.

Т. Лидз отмечает, что последующие влияния видоизменяют семейное, но они никогда не переделают или полностью переоформят ранние внутренние опыты. Большинство психиатров согласятся с тем, что семья – это то самое место, где нужно искать причины расстройств поведения [3].

Но если рисунок одной фигуры может существенно корригировать со стандартизированными тестами умственных способностей, то же самое нельзя сказать об изображении человека как части семейной группы.

Просьбу нарисовать человека большинство детей воспринимают, изображая свои концепции тела, где доминирует познавательный аспект. Но когда просишь их нарисовать семью, реакция скорее приобретает эмоциональную окраску, а, следовательно, результат ухудшается, если одна из фигур оценивается количественно по шкале Харриса-Гудинаф. Мобилизация чувств при изображении семьи менее значима как показатель интеллекта, так как имеет смысл как выражение эмоциональной жизни ребенка. Тогда рисунок семьи может рассматриваться как неструктурированная проективная техника, раскрывающая чувства ребенка в отношении тех, кого он считает самыми важными и чьё влияние, формирующее характер, наиболее значимо.

Использование методики «Рисунок семьи» особенно эффективен в течение латентного периода развития ребенка, то есть между шестью и десятью годами, когда графическое изображение все еще относительно свободно от культурного давления, делающее его более конформистским, менее индивидуальным.

Методика «Рисунок семьи» является одной из наиболее широко используемых графических методик. Описание ее применения, особенностей диагностической процедуры, порядок интерпретации можно найти в работах Г. Т. Хоментаускаса; А. И. Захарова; Е. С. Романовой, О. Ф. Потемкиной и др.

Идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла почти в одно время у ряда исследователей – В. Халса, А. И. Захарова, Н. Кормана, Д. Бернса, С. Кауфмана и др. [10].

В. Халс указывал на информативность презентации общего действия и взаимной ориентации фигур в рисунке (смотрят друг на друга или повернуты в разные стороны и т. д.) более детально анализировал процесс рисования (паузы, стирания, спонтанные комментарии).

Ученые выделяют следующие основные параметры интерпретации рисунка семьи:

• структура рисунка семьи;

•особенности нарисованных членов семьи;

•процесс рисования;

При интерпретации процесса рисования обращается внимание на паузы, чрезмерное штрихование, стирания спонтанные комментарии на непоследовательность в рисовании объектов (В. Холс, В. Вольф, Д. Кауфман и др.). Названные процессы оцениваются как индикаторы эмоциональных явлений, имея в виду, что процесс рисования искажается в тех моментах, которые связаны со значительным переживанием конфликта. Однако авторы не склонны однозначно трактовать указанные особенности процесса рисования (например, стирание указывает как на амбивалентность, чувство не безопасности, так и эмоциональное сопротивление, визуально моторные недостатки) [17].

Впервые развёрнутая система анализа и интерпретации рисунка семьи была предложена В. Вульфом. Он давал задание нарисовать свою семью и анализировал следующие моменты:

а) последовательность рисования членов семьи указывающая на значимость их роли в семье: ребенок начинает рисовать с более значимого и заканчивает рисовать менее значимым;

б) пространственное расположение членов семьи, являющееся, по мнению автора, показателем их эмоциональной близости;

Большое расстояние между элементами изображения означало, по мнению некоторых авторов, отрицательный эмоциональный климат, преобладающий в этих отношениях и безропотное подчинение [8].

в) состав нарисованной семьи в сравнении с реальной: например, отсутствие члена семьи, может выражать, стремление избавится от эмоционально неприемлемого члена семьи;

г) отличие в форме, пропорциях, деталях и величине между графическими презентациями и реальным положением вещей: если действительность не соответствует соотношению величин в рисунке, то это указывает на то, что изменение пропорции скорее детерминировано психическими факторами. Изображением ребенком отдельных членов семьи неадекватно большими В. Вульф связывал с восприятием их доминантности, рисовать себя большим – с чувством своей значимости. Интерпретируя различия в изображении отдельных частей тела, автор опирается на предположение, что различия порождаются особыми переживаниями, связанными с функциями данных частей тела [10].

Еще по теме:

Виды речевых нарушений
¶ Фонетическое недоразвитие. ¶ Фонетико – фонематическое недоразвитие ¶ Общее недоразвитие речи (у дошкольников). ¶ Нерезко выраженное общее недоразвитие речи. При разрешении данной проблемы исследователи выделяют разные аспекты: Так ...

Общее понятие о мышлении
Познавая и преобразуя мир человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренне связи явлений отражаются в нашем понятии опосредованно – во внешних признаках явлений человек распознаёт признаки внутрен ...

Выводы
Невербальное поведение личности способно открыть наблюдателю множество особенностей её внутреннего мира, психологического и физиологического состояния. Многообразие явлений невербального поведения столь широко, что может быть описано как ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru