Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов » Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов

Страница 2

В тоже время, рефлексивный аспект — это наименее изученная область взаимоотношений состояний и процессов. Одним из первых на данную проблему обратил внимание Ф. Д. Горбов в рамках авиационной и космической психологии, изучая психические состояния во взаимосвязи с гностическими феноменами, создающимися в процессе самоотражения. По мнению автора, различные психические состояния по степени переживания определяются разными условиями протекания данного процесса. Субъект "находит себя" в деятельности, сопровождающейся самоанализом (рефлексией) и изменениями в ощущении себя, в результате чего происходят изменения в психическом состоянии. Таким образом, в каждом психическом состоянии в скрытом виде присутствует "эффект зеркала" и "эффект эха". Автор отмечает целесообразность рассматривать систему "Я — второе Я" как важный механизм восприятия и управления собственными психическими состояниями [45]. В контексте рефлексивной регуляции мыслительной деятельности схожих взглядов придерживался Ю. Н. Калюткин, выделявший систему "Я контролер" - "Я исполнитель" [71].

Исследования Ф. Д. Горбова показывают, что осознание себя дает такую информацию, которая приводит к изменению состояния. На наш взгляд, это связано с тем, что в значимых ситуациях информация о себе имеет существенное значение для субъекта, тем самым, вызывая изменение состояния. Это можно проиллюстрировать на примере ситуативной застенчивости, одним из факторов которой является повышенный самоконтроль [13].

Самоконтроль — это рациональная рефлексия и оценка субъектом собственных действий на основе личностно значимых мотивов и установок [58, с.238]. При повышенном самоконтроле, который является следствием постоянной сосредоточенности субъекта на себе, человек постоянно анализирует свое поведение, оценивает себя негативно, заботится о вызванном впечатлении и, в целом, дает отрицательную оценку собственному состоянию. Как следствие возникает состояние застенчивости, которое детерминировано не только внешней ситуацией, но и процессами самоотражения.

Ю. Б. Некрасова разработала систему логотерапии, направленную на социальную реабилитацию заикающихся детей, в контексте которой используется понятие "гностический феномен" Ф. Д. Горбова. Автор определила заикание как страдание, возникающее на основе суммации трех основных когнитивных феноменов: заикающийся слышит свою спотыкающуюся речь, ощущает мышечно-спазматические препятствия во время речи, видит себя глазами другого человека. Таким образом, вследствие одновременной суммации этих "гностических феноменов" возникает стойкое негативное состояние, проявляющееся в нарушении готовности к речи до ее наступления. В результате, заикающийся ограничен в свободе выбора состояний в ситуации общения, что еще больше закрепляет негативные состояния [105, с.34].

Ю. Б. Некрасова отмечает, что подход к состояниям как обратной связи "лечебного перевоспитания" мало изучен в психологии. В то же время, использование состояний в качестве единицы процесса логотерапии показало высокую эффективность [там же, с.35].

Как следует из работ Ф. Д. Горбова, автор рассматривал рефлексию в качестве мыслительного (когнитивного) процесса, направленного на анализ процессов "самоафферентации". Далее, для понимания сути рефлексии, рассмотрим определения других исследователей.

В психологическом словаре В. П. Зинченко и Б. Г. Мещерякова рефлексия понимается как мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя, включая собственные действия, опыт, состояния, отношения к себе и к другим и пр. Понятийно, процессуально и функционально рефлексия связана с самонаблюдением, интроспекцией, самосознанием [129].

В психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского рефлексия понимается как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления [131].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Мотивация достижения
Большую роль в объяснении влияния мотивации на эффективность профессиональной деятельности играют исследования мотивации достижения. Мотивация достижения проявляется в стремлении выполнить работу на высоком уровне везде, где имеется возмо ...

Коммуникативная рефлексия
При рассмотрении кооперативного аспекта рефлексии она трактуется как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как его «выход» во внешнюю позицию по отношению к ней (Щедровицкий Г.П.). Г.П.Щедровицкий рассматривает рефлексию исхо ...

Молодая семья и ее особенности
В настоящее время в современном мире существует как бы два типа семей: зрелая семья и проблемная. Каждая зрелая семья живет своей особой и неповторимой жизнью, хотя можно найти много общего в том, как строятся отношения в таких семьях. Пр ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru