Основные исторические подходы к проблеме биологического и социального в психологии

Материалы » Современный взгляд на проблему биологического и социального » Основные исторические подходы к проблеме биологического и социального в психологии

Формирование психологии как самостоятельной области научного знания (начавшееся немногим более века тому назад) было, прежде всего, связано с использованием методов естественных наук в изучении того круга специфических явлений, которые рассматривались как явления душевной жизни. Проблема возникновения и развития психики стала рассматриваться в контексте процесса эволюции живых существ, в связи с анализом поведения животных и человека, изучением строения и функций организма в его взаимодействии с окружающей средой. Было показано, что психика формируется в ходе эволюции и вместе с тем является важнейшим фактором эволюции высших животных. В науку прочно вошло положение о том, что психика, психическое есть функция особым образом высокоорганизованной материи — функция мозга. Психология развивалась как «продолжение» естествознания, захватывающее область высших функций мозга. Психологические исследования, ориентированные на естествознание, составляют лишь одну линию развития психологии.

Другая линия, также наметившаяся уже в период формирования психологии, связывает ее с общественными науками. Ее можно было бы назвать психологией, ориентированной на общественные науки. Здесь формировались такие области психологии, как социальная, историческая, этническая, педагогическая психология, психолингвистика и другие. Они изучают проблемы формирования сознания и его исторического развития, психологического склада личности, социальной обусловленности человеческой психики, зависимости психического развития человека от системы обучения и воспитания, сложившейся в том или ином обществе, или более широко: психологические аспекты проблемы «человек и общество».

«Двойственность» психологии нашла отчетливое выражение уже в трудах одного из ее основоположников, В. Вундта,— «Физиологическая психология» и «Психология народов».

Стремление соединить эти две линии, преодолеть отмеченную «двойственность» психологической науки, разработать единую теорию, охватывающую всю систему психических явлений, неизбежно ведет к постановке проблемы соотношения биологического и социального в человеке. Метафизический подход к ее решению порождает биологизаторские и социологизаторские концепции в объяснении природы и сущности психических явлений.

Биологизаторский подход игнорирует качественные различия в поведении человека и животных и по существу снимает проблему соотношения биологического и социального в человеке. Но также несостоятелен и социологизаторский подход, то есть трактовка человека как некоторого сгустка экономики, культуры или социума, начисто лишенного всего биологического, органического, вообще природного.

В западной психологии возникают направления, претендующие на роль «третьей силы», якобы стоящей выше имеющихся подходов в психологии. На роль этой третьей силы претендует «гуманистическая» психология. Это направление, возникшее как реакция на господствовавший в американской психологии бихевиоризм, отвергает представление о человеке как механизме, управляемом внешними стимулами и неосознаваемыми инстинктами. Его представители утверждают, что единицами поведения человека являются не реакции, а действия. Но в толковании источников активности человека они исходят из представления о свободе его воли и потребности в самоактуализации. Основным предметом психологии они объявляют субъективный опыт человека, прежде всего сенсорное осознание, интерперсональную коммуникацию и любовь (как высшее проявление человеческой сущности).

Еще по теме:

Представления о подростковом возрасте в различных подходах
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Подростковый возраст возник достаточно недавно в связи с усложнением жизни общества. Французский этнограф и историк Ф. Ариес [25] предположил, что подростк ...

Теории привязанности
Одной из наиболее известных в настоящее время считается теория J. Bowlby — М. Ainworth, активно разрабатываемая последние 30-40 лет. Данная теория возникла на пересечении психоанализа и этологии и ассимилировала многие другие концепции ра ...

Эффект «ожиданий»
Он реализуется в «имплицитных теориях личности», т.е. обыденных представлениях, более или менее определенно существующих у каждого человека, относительно связей между теми или иными качествами личности, относительно ее структуры, а иногда ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru