Психологические условия и характеристики заболеваний
В наши дни формируется новое отношение к здоровью. Оно приобретает более высокую ценность. Повышение статуса человека, рост внимания к его личностным характеристикам обусловливает необходимость углубления знаний о нем, внимания к его духовной сфере, психологическим особенностям.
Здоровье детей – основная цель не только семьи, но и образовательного учреждения, конкретного общества. Поэтому очень важно правильно и четко формировать проблемы детского здоровья и обеспечивать их разрешение. При этом исходным должно стать положение о том, что здоровье – «это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия» [4, с. 272].
Здоровье человека закладывается в раннем детстве и определяется как возрастными особенностями растущего организма, так и влиянием на него окружающей среды, условиями жизни. Состояние детей оценивается на основе соответствующих характеристик и выявления особенностей их развития – биологических, психофизиологических и социальных.
К биологическим особенностям относятся, в частности:
– зависимость уровня физической зрелости от характера течения антенатального развития;
– незавершенность как морфологическая, так и функциональная всех органов и систем ребенка к моменту рождения;
– чрезвычайно быстрый темп развития в первые периоды постнатальной жизни, обусловливающие высокую ранимость и пластичность детского организма.
Особенности социального плана определяются значением, ролью взрослого в обеспечении нормального физического, психического развития детей и состояния их здоровья, а также привития им стойкой мотивации к здоровому образу жизни.
На психофизиологических особенностях остановимся подробнее.
В настоящее время знания о факторах, активно действующих на здоровье человека, значительно расширились и углубились. Одновременно актуализировались проблемы комплексного подхода к изучению состояния детей, повысилось внимание к поведенческим и психосоциальным аспектам помощи детям, начиная от пересмотра привычных методов воспитания ребенка и заканчивая созданием различных программ, в том числе направленных на профилактику отклонений от здорового образа жизни.
Понятие «здоровье» в значительной степени сопряжено с понятием «норма», границы которой трудно определить. Некоторые характеристики нормы устойчиво связывают с возрастными особенностями детей.
В последнее время широкое распространение получило понятие пограничного состояния, отражающее минимальные отклонения в структуре и функции, которые не означают заболевание, но могут ему предшествовать. Клинические признаки пограничного состояния факультативны и слабо выражены. Детей с такими состояниями относят к группе риска. Исход пограничного состояния в хроническое заболевание провоцируется причинами разного порядка: эндо- и экзогенным стрессом, дефектами ухода, питания, воспитания, иммунной или бактериально-вирусной нагрузкой. Большое значение имеют гормональные (метаболические) сдвиги в процессе развития ребенка. Среди известных научных направлений, изучающих взаимосвязи психических процессов и состояния организма, – психосоматика.
Первые естественнонаучные психосоматические теории связаны с психоанализом. По мнению Х. Каплан (1975), именно З. Фрейд соединил психику и соматику вместе, продемонстрировав важность эмоций в происхождении как психических, так и соматических конверсионных реакций.
Еще по теме:
Воздействие личности тренера на результативность футболиста
Футболу как социальной деятельности изначально присущи две доминирующие тенденции: достижение максимального спортивного результата и формирование гармоничной личности футболиста. При современном развитии футбола эти тенденции могут вступа ...
Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания
В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный [4, с. 60].
Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, Х. Дж. Фрейденберг выделяе ...
Особенности самооценки у молодежи 20 лет
На этапе молодости, личность выбирает цели и средства их достижения, связанные с различными компонентами своего «Я», и оценивает успешность своих действий в соответствии с Я-концепцией.
В данном периоде на самооценку влияет уровень дости ...



