Анализ результатов констатирующего эксперимента

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Анализ результатов констатирующего эксперимента

Страница 6

Таблица 3

Результаты применения методики «День рождения»

Сравниваемый показатель

Ответы разного характера (в % (число детей) к общему числу ответов)

Испытуемые

Потребность в общении

Высокий

Средний

Низкий

Не сформирована

Нормально развивающиеся дети

30% (6)

30% (6)

40% (8)

-

20% (4)

50% (10)

10% (2)

20% (4)

Дети с ЗПР

Эмоциональные предпочтения

Доверительные отношения

Дистантные отношения

Нормально развивающиеся дети

70% (14)

30% (6)

20% (4)

80% (16)

Дети с ЗПР

Значимость социального окружения

Взрослые

Семья

Дет. сад

Двор, соседи

Нормально развивающиеся дети

10% (2)

50% (10)

30% (6)

10% (2)

-

30% (6)

60% (12)

10% (2)

Дети с ЗПР

Кроме уже описанных методик использовалась также методика «Два дома», позволяющая выявить симпатии и антипатии ребенка относительно его окружения. В результате явного превосходства «жителей» в каком-либо из домиков выявлено не было. Тем не менее, существенная отличительная особенность все-таки наличествует: у 50% детей с ЗПР в «черном доме», т.е. среди тех, с которыми нет желания играть и разговаривать, оказывались родители и могли попасть, но значительно реже, братья или сестры. Объясняется это тем психологическим климатом, который царит в семьях детей с ЗПР. Тип родительских отношений, наиболее часто встречающийся в таких семьях – это авторитарная гиперсоциализация – восприятие ребенка как маленького неудачника. В общих чертах он выражается в приписывании ребенку личностной и социальной несостоятельности, усиливается чувствами досады и раздражения. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. В контексте социальной адаптации подобный стиль отношений почти исключает целенаправленный интерес к социальным достижениям ребенка, что приводит к формированию конформных позиций по отношению к авторитарным взрослым, а также попытке компенсации своей несостоятельности усилением агрессии в отношениях со сверстниками. Таковы далеко не все причины, а одновременно и последствия неправильного воспитания, раскрывающиеся через анализ включения членов семьи в состав «отверженных» для ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Изучение связи особенностей личностных черт и внутригруппового статуса
Ряд современных исследований направлен на выяснение того, каким образом особенности личности на внутригрупповой статус. Например, Е.Н. Башук, А.В. Орлов, А.Ш. Широкова, изучая социально значимые черты руководителя, пришли к выводу, что мо ...

Интерпретация некоторых символов в детском рисунке
Более полная расшифровка деталей может основываться на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возни ...

Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности
Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимает профессиональная деятельность. Человек как субъект деятельности большую часть своей жизни посвящает профессиональному виду труда, как главному направлению ст ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru