Анализ результатов констатирующего эксперимента
Результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод о наличии неоспоримой специфики процесса адаптации детей с ЗПР, как то: низкий уровень осведомленности о семье и себе; крайней ограниченности и однонаправленности социальных контактов; отсутствие критериев избирательности в установлении социальных контактов. Более того, ярко выраженное стремление к лидерству; завышенная оценка своих возможностей; низкая мотивация школьной готовности и, что крайне важно, ограниченный интерес и знания сказочных сюжетов. Кроме этого, отмечаются большие трудности семейной социализации и неотложные проявления негативных последствий данных проблем. В качестве основных факторов, усложняющих и задающих специфический вектор процессу социальной адаптации, можно также выделить эмоциональное предпочтение дистантного характера общения; четко выраженную защищающуюся позицию в общении, во взаимодействии; в ряде случаев несформированность половой идентификации и потребности в общении.
Не лишним будет еще раз акцентировать внимание на том, что эти особенности являются обусловленными «изнутри» нарушениями. Однако гораздо значимее в процессе социальной адаптации оказывается отношение к ребенку со стороны нормально развивающихся сверстников и их родителей, т.к. факторы социального ряда не могут быть фоновыми, второстепенными, они все активнее выходят на первый план и занимают лидирующие позиции в обуславливании хода адаптации. И, несмотря на всепоглощающую тенденцию негативно-безразличного, в силу своей непросвещенности, отношения родителей, изменить ситуацию можно. Но действовать следует, главным образом, не через родителей, т.к. их система ценностей очень болезненно реагирует на попытки вторжения и всячески их не приемлет, а воздействовать необходимо на детей массового детского сада, прививая им уважение и толерантность, взяв в качестве основного средства – сказку. Таким образом, социальная адаптация детей с ЗПР должна начинаться в стенах массового детского сада, для чего имеются благоприятные условия.
Диаграмма 1
Результаты сравнительного анализа отношения к нетипичности детей и родителей
- ответы родителей
– ответы детей
1. владение информацией о детях с проблемами развития
2. готовность оказания помощи
3. отношение к возможному «столкновению» с «проблемным» ребенком (появлению в группе)
Результаты, отраженные в диаграмме, пожалуй, были в достаточной мере предсказуемы. Мы видим крайне противоположные позиции детей и их родителей по отношению к проблеме нетипичности. С одной стороны, это удивительно, ведь ребенок преимущественно заимствует оценки взрослых, но в данном случае мы этого не наблюдаем быть может, потому, что дети и родители не находили точек соприкосновения по этому вопросу, они просто его не обсуждали. И, по всей видимости, в формировании мнения ребенка решающую роль сыграл детский сад и воспитатель, как значимый взрослый в дошкольном возрасте.
В то время как родители крайне негативно относятся к проблемным детям, не допускают их присутствия в группе и не намерены им помогать, их дети напротив – готовы помочь и принять ребенка, хотя осведомленность и детей, и родителей по означенной теме приблизительно одинакова; пусть и имеет ряд качественных отличий в силу преимущественной разницы в возрасте и жизненном опыте. Все это еще раз подтверждает предположение о том, что работать с детьми массового детского нужно и можно, т.к. дети априори готовы к принятию нетипичного ребенка и помощи ему. И самое главное – не упустить столь сензитивный период для формирования толерантности как дошкольного детства.
Еще по теме:
Понятие нарушений речевого развития
В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, говорят об особой категории детей — детях с речевыми нарушениям ...
Корсаковский синдром
Люди, страдающие Корсаковским синдромом, не способны запомнить информацию на текущее событие (фиксационная амнезия). При этом страдают фиксация впечатлений и репродукция. Так же наблюдается амнестическая дезориентировка во времени, то ест ...
Формирование сложных видов восприятия в дошкольном детстве
Восприятие величины
И.М. Сеченовым в работе «Физиология органов чувств»
было показано, что периферическим механизмом восприятия размера предмета является закономерное взаимодействие размера изображения на сетчатке глаза и сокращения гла ...