Анализ результатов констатирующего эксперимента

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Анализ результатов констатирующего эксперимента

Страница 5

Применение методики под названием «День рождения» позволило получить интересные данные о потребности в общении, об эмоциональных предпочтениях и значимости социального окружения для детей с ЗПР. Все это, безусловно, оказывает непосредственное воздействие на ход и характер социальной адаптации детей. Анализ результатов показал, что у детей с ЗПР (50%) отмечается средний уровень потребности в общении, а в 20% случаев имеет место несформированность потребности как таковой. В пользу первого факта говорит величина «стола» и «стульев» (большие), количество «приглашенных гостей» (стулья добавляются), что также говорит о желании общаться в широком кругу: факт несформированности потребности в общении подтверждает присутствие за «столом» животных. Однако, показатели среди детей массового детского сада являются несколько неожиданными: у 40% отмечается низкий уровень сформированности потребности в общении: и «столы», и «стулья» маленькие, их количество ограниченно, т.е. дети предпочитают общаться только с близкими людьми, в узком кругу.

Факт несформированности половой идентификации имеет место у 20% детей с ЗПР, среди нормально развивающихся сверстников таковых нет. Об этом позволяет сделать вывод несоответствие условного обозначения себя «за столом» определенным символом (мальчик – звездочка, девочка – снежинка).

Кроме того, имеется еще одна крайне важная особенность, о которой можно судить, исходя из расположения «стульчика за столом» самого ребенка. Для детей с нормой развития практически абсолютное преобладание расположения «своего стула» вверху или справа. Это свидетельствует о том, что ребенка не устраивает положение, которое он занимает сейчас, в настоящий момент жизни, он явно хочет чего-то большего и велика вероятность, он этого добьется. Размещение «стула» справа является признаком человека-действия, т.к. правая рука – всегда есть орудие действия, а значит, ребенку присуща целеустремленность, без чего успешная социальная адаптация состояться не сможет.

В случае детей с ЗПР мы наблюдаем все то же с точностью до наоборот: «свой стульчик» дети располагают либо слева, либо внизу. Первое иллюстрирует ситуацию, когда ребенок не осуществил свои планы и мысли, такое размещение есть проявление внутренней жизни человека при внешне пассивном поведении; левая рука – средство защиты внутренней жизни от посягательства извне. Не есть ли это проявление врожденной отгороженности от социального мира, реализация генетически заложенной информации об опасности и жестокости внешнего мира?! Расположение внизу листа – желание спрятаться, ощущая собственные недостатки; как правило, отсутствует или слабо выраженная тенденция к самоутверждению. Все это еще больше усугубляет, усложняет процесс социальной адаптации, обрекает его на большую вероятность неудачи, причем эта тенденция проявляется у детей с завидной стойкостью, складывается впечатление, что они родились с такой установкой.

Характер эмоциональных предпочтений сравниваемых категорий детей также обнаруживает яркие различия. Дети с нормой развития отдают предпочтение доверительным, близким отношениям (70%), а дети с ЗПР в 80% случаев выбирают дистантность отношений (об этом свидетельствует взаиморасположение стульев – близко / далеко друг от друга). Знаковым является и показатель значимость социального окружения, ведущей роли какой-либо социальной группы или отдельного человека. Дети с нормой развития (50%) считают значимой семью и, в отличие от детей с ЗПР, 10% из них отмечают важность взрослых (т.е. их присутствие за столом), что говорит о наличии опыта общения с ними. В то время как дети с ЗПР в силу ограниченности социальных контактов не имеют достаточного опыта общения с взрослыми (за исключением родителей и ближайших родственников) и потому отдают предпочтение детскому саду (60%). В свете данного факта становится неудивительным авторитет воспитателя у детей с ЗПР, гораздо ярче проявляющийся по сравнению с положением воспитателя в массовом детском саду.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Понятие игры
В своей работе мне хотелось, для начала рассмотреть понятие игры с разных сторон и дать определение. Игра хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей, человеческих проявлений. Традиционные формы игрово ...

Модель Люсина
Отталкиваясь от существующих концепций, Д.В. Люсин предложил свою модель ЭИ. Ранее им уже давалось определение ЭИ как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Для уточнения этого определения следует раскрыть, что име ...

Понятие об индивидуальности. Проблема проявления индивидуальности в дошкольном возрасте
Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидуальных свойств и психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличающее его от других людей. Имеет 2 основных направления: биологическое (продолжение и сохранен ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru