Анализ результатов констатирующего эксперимента

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Анализ результатов констатирующего эксперимента

Страница 5

Применение методики под названием «День рождения» позволило получить интересные данные о потребности в общении, об эмоциональных предпочтениях и значимости социального окружения для детей с ЗПР. Все это, безусловно, оказывает непосредственное воздействие на ход и характер социальной адаптации детей. Анализ результатов показал, что у детей с ЗПР (50%) отмечается средний уровень потребности в общении, а в 20% случаев имеет место несформированность потребности как таковой. В пользу первого факта говорит величина «стола» и «стульев» (большие), количество «приглашенных гостей» (стулья добавляются), что также говорит о желании общаться в широком кругу: факт несформированности потребности в общении подтверждает присутствие за «столом» животных. Однако, показатели среди детей массового детского сада являются несколько неожиданными: у 40% отмечается низкий уровень сформированности потребности в общении: и «столы», и «стулья» маленькие, их количество ограниченно, т.е. дети предпочитают общаться только с близкими людьми, в узком кругу.

Факт несформированности половой идентификации имеет место у 20% детей с ЗПР, среди нормально развивающихся сверстников таковых нет. Об этом позволяет сделать вывод несоответствие условного обозначения себя «за столом» определенным символом (мальчик – звездочка, девочка – снежинка).

Кроме того, имеется еще одна крайне важная особенность, о которой можно судить, исходя из расположения «стульчика за столом» самого ребенка. Для детей с нормой развития практически абсолютное преобладание расположения «своего стула» вверху или справа. Это свидетельствует о том, что ребенка не устраивает положение, которое он занимает сейчас, в настоящий момент жизни, он явно хочет чего-то большего и велика вероятность, он этого добьется. Размещение «стула» справа является признаком человека-действия, т.к. правая рука – всегда есть орудие действия, а значит, ребенку присуща целеустремленность, без чего успешная социальная адаптация состояться не сможет.

В случае детей с ЗПР мы наблюдаем все то же с точностью до наоборот: «свой стульчик» дети располагают либо слева, либо внизу. Первое иллюстрирует ситуацию, когда ребенок не осуществил свои планы и мысли, такое размещение есть проявление внутренней жизни человека при внешне пассивном поведении; левая рука – средство защиты внутренней жизни от посягательства извне. Не есть ли это проявление врожденной отгороженности от социального мира, реализация генетически заложенной информации об опасности и жестокости внешнего мира?! Расположение внизу листа – желание спрятаться, ощущая собственные недостатки; как правило, отсутствует или слабо выраженная тенденция к самоутверждению. Все это еще больше усугубляет, усложняет процесс социальной адаптации, обрекает его на большую вероятность неудачи, причем эта тенденция проявляется у детей с завидной стойкостью, складывается впечатление, что они родились с такой установкой.

Характер эмоциональных предпочтений сравниваемых категорий детей также обнаруживает яркие различия. Дети с нормой развития отдают предпочтение доверительным, близким отношениям (70%), а дети с ЗПР в 80% случаев выбирают дистантность отношений (об этом свидетельствует взаиморасположение стульев – близко / далеко друг от друга). Знаковым является и показатель значимость социального окружения, ведущей роли какой-либо социальной группы или отдельного человека. Дети с нормой развития (50%) считают значимой семью и, в отличие от детей с ЗПР, 10% из них отмечают важность взрослых (т.е. их присутствие за столом), что говорит о наличии опыта общения с ними. В то время как дети с ЗПР в силу ограниченности социальных контактов не имеют достаточного опыта общения с взрослыми (за исключением родителей и ближайших родственников) и потому отдают предпочтение детскому саду (60%). В свете данного факта становится неудивительным авторитет воспитателя у детей с ЗПР, гораздо ярче проявляющийся по сравнению с положением воспитателя в массовом детском саду.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Основные достижения и закономерности развития ребенка раннего возраста
Н. Аскариной были выделены следующ психофизиолог-е особен-ти: 1. Услов-е рефлексы формир-я сравнит быстро, но закреплен происходит медленно. 2. В течение первых 3х лет быстро повышается работоспособность и быстро наступает утомляемост ...

Совместимость в молодой семье
Вступающие в брак молодые люди далеко не всегда имеют одинаковый уровень образования и культуры, различаются по характеру и темпераменту, пониманию жизненных ценностей, мировоззрению, установками и взглядами на жизнь и т. д. Но, несмотря ...

Изменение восприятия и мышления в условиях воздействия экстремальных факторов
Процесс адаптации к экстремальным условиям существования всегда включает направленное изменение семантики поступающей из внешней среды информации. В сознании формируется концептуальная модель реальной действительности, в соответствие с ко ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru