Анализ результатов констатирующего эксперимента
Имеющийся у ребенка запас знаний и представлений об окружающей действительности определяет его кругозор, и в известной мере социальную адаптацию, на которой, кроме всего прочего, сказывается и общая активность ребенка в установлении социальных контактов, и сформированность потребности в общении, и характер взаимоотношений со сверстниками, и, что немаловажно, открытость самого социального окружения для принятия ребенка.
Именно эти и ряд других показателей успешности адаптации выявлялись с помощью описанных в предыдущем параграфе методик.
Беседа показала, что старшие дошкольники с ЗПР плохо осведомлены в отношении тех явлений, которые им не раз приходилось наблюдать в повседневной жизни. Они не могут правильно рассказать о составе своей семьи, трудовой деятельности ее взрослых членов. Дети часто не в состоянии ответить на вопросы, касающиеся их самих (адрес, возраст, дата рождения…). Круг представлений о трудовой деятельности взрослых у детей с ЗПР беден, знания о профессиях поверхностны, а в отдельных случаях даже ошибочны.
Как видно из таблицы, количество ответов точных и полных у детей с ЗПР составляет 20%, а у детей с нормой развития 75%, которые могли назвать профессию родителей, рассказать о том, в чем состоит их труд, стремились выделить наиболее существенные обязанности; давали исчерпывающий ответ о составе семьи и о себе, что вызывало затруднения у детей с ЗПР, а в 10% случаев и вовсе невозможность ответа. Наибольшую часть ответов детей с ЗПР составляли относительно верные ответы – неопределенные ответы с сообщением второстепенных, несущественных сведений, порой не имеющих отношения к заданному вопросу. У 50% детей с ЗПР даже такие понятия, как собственное имя и фамилия, оказались недостаточно дифференцированными, воспринимались как единое целое. Яркое проявление неточных и неверных ответов имело место при назывании собственного адреса: вместо названия города указывали улицу, на которой живут; часто называли ближайшую к дому остановку пассажирского транспорта.
Вторым исследуемым параметром в ходе беседы было количество и характер социальных контактов (вопросы касались всех аспектов похода в гости и приема гостей). Данный блок вопросов позволил выявить явное преобладание узкого круга общения детей с ЗПР – т.е. общение ребенка ограничивается лишь самыми близкими членами его семьи (общение в детском саду целенаправленно было исключено, т.к. широко рассматривалось с помощью другой методики). Дети говорили о том, что в гости ходить любят, но стесняются, при всем при этом, в гости они не ходят и не принимают гостей; почему так происходит, ответить затруднялись. Надо полагать, что подобное положение вещей связано с убеждениями родителей. Следует отметить тот факт, что почти половина семей являются неполными (ребенок воспитывается мамой). Незначительное количество детей с ЗПР отмечает, что бывает в гостях лишь у родственников и исключительно по необходимости («мама ушла на работу», «нам надо было с сестрой посидеть» и т.д.). В то время как у детей с нормой развития в 5 раз чаще регистрируется широкий круг общения, представленный и взрослыми (знакомые родителей), и сверстниками (двор, соседи). Примечательна особенность – критерии, обуславливающие интерес детей обеих категорий к походу и приему гостей, идентичны – подарки, угощения, возможность совместной игры.
Еще по теме:
Темперамент и способности
Неслучайно психологи, занимающиеся проблемами темперамента, известны также и как исследователи способностей; таковы, например, Л. Тэрстон, Дж. Гилфорд, Б. М. Теплов. Оказывается, что темперамент и способности имеют много общего. Они относя ...
Психологические особенности старшего подросткового возраста
С большим уважением и тактом к сложному внутреннему миру ребенка нужно относиться всегда, но особенная чуткость требуется к переходу к подростковой позиции. Увы, именно в это время мы из одной крайности бросаемся в другую: требуем как со ...
Как обнаружить тайные мотивы у людей, чтобы суметь осуществить адекватное правовое
оценивание и оценку
Джеймс К. Ван Флийт сформулировал тезис: «каждый человек из тех, кого знаю, испытывает врожденное желание власти. Целью каждого является контроль над окружающими» [18]. Здесь речь идет о психическом властвовании отдельного человека над др ...



