Анализ результатов констатирующего эксперимента

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Анализ результатов констатирующего эксперимента

Страница 7

Не менее показательным явилось и использование методики «Подари открытки», с целью рассмотрения уровня сплоченности группы и позиций лидерства в ней. Результаты свидетельствуют о различиях в плане авторитета воспитателя среди детей – у детей с ЗПР он гораздо выше, а у нормально развивающихся детей не имеет яркой выраженности. Более того, 80% детей группы массового детского сада входит в круг предпочитаемых, а 20% - принятые дети. В группе детей с ЗПР нет такого перевеса, количество предпочитаемых и принятых детей практически равное. Отверженных детей нет. А вот в сфере лидерства имеются серьезные расхождения: среди детей массового детского сада четко выделяется один лидер, а вот среди детей с ЗПР – отсутствует явный лидер, быть может, его возможное преимущество перекрывается авторитетом воспитателя, а может, именно этот факт способствует большей сплоченности группы по сравнению с массовым детским садом. Особенности проявляются достаточно ярко и, безусловно, могут служить основой для повышения эффективности всех направлений работы с детьми.

Данное описание всех методик, их применение, анализ результатов и последующая интерпретация могут в полной мере свидетельствовать лишь о тех особенностях социальной адаптации детей с ЗПР, которые непосредственно обусловлены самим нарушением и являются внутренним фактором, направляющим в лучшую или худшую сторону ход адаптации. При всем при этом, нельзя забывать, что процесс адаптации является двусторонним, т.е. не только ребенок приспосабливается к среде, но и сама среда должна в определенной мере видоизменяться, приспосабливаться к ребенку, равно в той мере, в какой он адаптируется к ней.

Однако не стоит забывать, что на представлениях и отношениях детей сказывается не только их личный опыт, но и просто заимствованные отношения и оценки родителей. Именно родительские убеждения и раскрывались с помощью анкеты. Сами за себя говорят цифры – 40% родителей не обладают никакими дефектологическими знаниями; 50% – негативно относятся к интегрированному обучению, а 40% – крайне равнодушны к этой проблеме; 80% – не обсуждают с детьми существование детей с проблемами в развитии; но считают все 100%, что такие беседы необходимы. 70% родителей безразлично относятся к возможности появления «проблемного» ребенка в группе; 60% не видят необходимости беседы с детьми на подобные темы. Выводы становятся очевидными: откуда у ребенка возьмутся знания и твердая уверенность в своей позиции, если его родители зачастую просто игнорируют определенные проблемы и ограничивают максимальную насыщенность детских представлений об окружающем в силу своего незнания или равнодушия.

Парадоксален тот факт, что 70% родителей в случае, если бы их ребенок имел проблемы в развитии, предпочли бы его обучение в специальном учреждении. Так говорят родители теоретически, заполняя графы анкеты. Но когда такой вопрос возникает в реальности, и практика это подтверждает, даже если у ребенка незначительное речевое нарушение и ему предлагается обучаться в специальном саду, родитель с формулировкой «Мой ребенок не дурак!» готовы вообще отказаться от всяческой помощи и взять ответственность за дальнейшее развитие на себя. Педагогическая практика знает тому массу подтверждений.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru