Анализ результатов констатирующего эксперимента

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Анализ результатов констатирующего эксперимента

Страница 2

В III блоке вопросов выяснялось количество друзей ребенка, обусловленность выбора лучшего друга, рассказ о нем. Анализ результатов позволил сделать вывод о том, что лишь 10% детей массового детского сада выбирают лучшего друга осознанно, т.е. мотивируют свой выбор с указанием на моральные качества друга: «вежливый», «добрый», «воспитанный» … Парадоксален тот факт, что у подавляющего большинства детей обеих категорий отмечается ситуативная обусловленность называния друга: «мы вместе играем». С одной стороны, игровая деятельность является ведущей, а значит, и такое объяснение вполне приемлемо. Но, с другой стороны, возраст детей (6 – 7 лет) достаточен для оперирования элементарными нравственными категориями в гораздо большем объеме, чем показало исследование (особенно касаемо детей с нормой развития).

Следующим рассматриваемым параметром стало стремление к лидерству. В данном случае подтвердилось предположение о завышенной самооценке и явно выраженном стремлении к лидерству у детей с ЗПР, дети не сомневались в том, что другим с ними играть очень интересно, а в 60% случаев говорили, что любят и всегда бывают главными в игре. У детей же с нормой развития отмечалось преобладание умеренной выраженности стремления к лидерству: многие дети отмечали, что не очень любят быть главными, а «иногда лучше вообще играть без главного».

Пятый блок вопросов был обозначен как прогнозирование будущего социального статуса и непосредственно связывался с выбором профессии, что, безусловно, не является случайным, т.к. от того, насколько ребенок адекватно оценивает себя, свои способности и их реализацию в будущем через профессию, зависит успешность, безболезненность его адаптации и приобретение желаемого социального статуса, также обусловленного предполагаемой профессией. В результате: подавляющее большинство детей обеих категорий склоняются к прогнозированию высокого уровня благополучия, имея четкие критерии, обуславливающие их выбор. Однако и здесь имеется своя специфика: дети из массового детского сада ориентированы на привнесение в общество позитивного характера, оказание помощи и максимальную реализацию своей полезности («буду полицейским – защищать людей», «врачом хочу стать – всех спасать буду» и т.д.). В то время как дети с ЗПР абсолютно не учитывают критерий полезности, а выбирают профессию, «примеряя» ее на себя без осознания всех возможных ее проявлений и взаимосвязей с окружающей действительностью, тем не менее, предполагая свою успешность в ней.

Немаловажным являются знание и интерес детей к сказочным сюжетам. Выяснилось, что у 70% детей с ЗПР отмечается низкий уровень заинтересованности, крайне суженный объем известных сказочных сюжетов, ограничивающийся простейшими сказками («Колобок», «Репка»). Отмечается формальное запоминание названий сказок и невозможность пересказа сюжета, отсутствие любимого героя, несмотря на то, что сказки детям читаются регулярно. Однако, подобная ситуация для детей с задержкой психического развития является допустимой, чего нельзя сказать о детях с нормой развития. 50% детей данной категории имеют всего лишь ограниченные представления обо всем многообразии сказочных сюжетов и, что гораздо плачевнее, отмечается крайне низкий интерес к сказкам, вопреки уверениям родителей о регулярности и эффективности чтения сказок детям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Практическое применение вокалотерапии
Ребенок пользуется голосом не задумываясь – кричит и говорит, как дышит, в отличие от многих взрослых, с годами утрачивающих природную способность выражать себя в звуках и словах (одни мямлят, другие монотонно бубнят, а третьи и отнюдь ст ...

Мотивационная сфера личности
Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями, однако, прежде всего, возникла терминологическая неясность: термины "мотивация" и "мотив" понимаются и как синоним ...

Фазы подросткового возраста и их общая характеристика
В отечественной литературе существует различение предподросткового кризиса и стабильного подросткового возраста [19]. Относительно данного исследования, мы так же будем придерживаться этой трактовки. Мы согласны c мнением К.Н. Поливановой ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru