Анализ результатов констатирующего эксперимента

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Анализ результатов констатирующего эксперимента

Страница 2

В III блоке вопросов выяснялось количество друзей ребенка, обусловленность выбора лучшего друга, рассказ о нем. Анализ результатов позволил сделать вывод о том, что лишь 10% детей массового детского сада выбирают лучшего друга осознанно, т.е. мотивируют свой выбор с указанием на моральные качества друга: «вежливый», «добрый», «воспитанный» … Парадоксален тот факт, что у подавляющего большинства детей обеих категорий отмечается ситуативная обусловленность называния друга: «мы вместе играем». С одной стороны, игровая деятельность является ведущей, а значит, и такое объяснение вполне приемлемо. Но, с другой стороны, возраст детей (6 – 7 лет) достаточен для оперирования элементарными нравственными категориями в гораздо большем объеме, чем показало исследование (особенно касаемо детей с нормой развития).

Следующим рассматриваемым параметром стало стремление к лидерству. В данном случае подтвердилось предположение о завышенной самооценке и явно выраженном стремлении к лидерству у детей с ЗПР, дети не сомневались в том, что другим с ними играть очень интересно, а в 60% случаев говорили, что любят и всегда бывают главными в игре. У детей же с нормой развития отмечалось преобладание умеренной выраженности стремления к лидерству: многие дети отмечали, что не очень любят быть главными, а «иногда лучше вообще играть без главного».

Пятый блок вопросов был обозначен как прогнозирование будущего социального статуса и непосредственно связывался с выбором профессии, что, безусловно, не является случайным, т.к. от того, насколько ребенок адекватно оценивает себя, свои способности и их реализацию в будущем через профессию, зависит успешность, безболезненность его адаптации и приобретение желаемого социального статуса, также обусловленного предполагаемой профессией. В результате: подавляющее большинство детей обеих категорий склоняются к прогнозированию высокого уровня благополучия, имея четкие критерии, обуславливающие их выбор. Однако и здесь имеется своя специфика: дети из массового детского сада ориентированы на привнесение в общество позитивного характера, оказание помощи и максимальную реализацию своей полезности («буду полицейским – защищать людей», «врачом хочу стать – всех спасать буду» и т.д.). В то время как дети с ЗПР абсолютно не учитывают критерий полезности, а выбирают профессию, «примеряя» ее на себя без осознания всех возможных ее проявлений и взаимосвязей с окружающей действительностью, тем не менее, предполагая свою успешность в ней.

Немаловажным являются знание и интерес детей к сказочным сюжетам. Выяснилось, что у 70% детей с ЗПР отмечается низкий уровень заинтересованности, крайне суженный объем известных сказочных сюжетов, ограничивающийся простейшими сказками («Колобок», «Репка»). Отмечается формальное запоминание названий сказок и невозможность пересказа сюжета, отсутствие любимого героя, несмотря на то, что сказки детям читаются регулярно. Однако, подобная ситуация для детей с задержкой психического развития является допустимой, чего нельзя сказать о детях с нормой развития. 50% детей данной категории имеют всего лишь ограниченные представления обо всем многообразии сказочных сюжетов и, что гораздо плачевнее, отмечается крайне низкий интерес к сказкам, вопреки уверениям родителей о регулярности и эффективности чтения сказок детям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей
Игра должна быть ведущей деятельностью, обесп6ечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка. Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, ...

Развитие потребностей. Понятие о профессионально-значимых особенностях мотивационно – потребностной сферы личности
Можно выделить два этапа в процессе развития каждой потребности. Первый этап — это период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность. Второй этап — после этой встречи. Как правило, на первом этапе потребность для су ...

Теоретические подходы в определении самосознания
Сознание возникло в процессе эволюции. Сознание всегда есть использование информации об окружении и самом себе для решения жизненных проблем. Человек находится на ступень выше животного в развитии, отличается тем, что его сознание выраста ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru