Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности

Актуальность проблемы социальной адаптации детей с задержкой психического развития вызвана несколькими обстоятельствами:

- эволюционными преобразованиями в отношениях общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Новое содержание коррекционной помощи детям с особыми нуждами определяется перестройкой взаимоотношений массового и специального образования – от изоляции к интеграции;

- современной направленностью концепции дошкольного образования на всестороннее развитие каждого ребенка в соответствии: с Всеобщей декларацией прав человека (с.1, ст.26); концепцией о правах ребенка (1990г., ст.28, ст.27); с закрепленным Российской Конституцией правом каждого человека на образование (1993г, стр.43); с государственной политикой в области образования (ст.2 Закона РФ Об образовании)[18].

Неоспоримо наличие сложных условий воспитания ребенка с ЗПР в семье, затрудняющих его социальное, познавательное, физическое и эстетическое развитие. Неадекватные способы взаимодействия родителей с ребенком, неумение наладить эмоциональный контакт и общаться с ним, искажают естественный ход механизма социализации ребенка с раннего возраста, влияют на становление его личностных качеств и осознанного отношения к окружающему миру. В связи с этим поиск обходных путей является одной из важных задач в коррекционной работе и с ребенком и с семьей. Исследования в области дошкольной коррекционной педагогики показывают, что без целенаправленного социального воспитания невозможно решить проблемы вхождения ребенка в окружающую среду. По сути, не происходит реализации действия пусковых механизмов, направленных на вхождение проблемного ребенка в социум.

Проблема трудностей социальной адаптации детей с ЗПР уже в дошкольном возрасте представляет собой немалый интерес для исследователей, что обусловлено высокой актуальностью вопроса и острой потребностью практики обучения и воспитания данной категории детей, в теоретическом обосновании подходов к рассмотрению проблемы и путей ее разрешения.

К числу основных первичных внешних признаков проявлений дезадаптации ученые единодушно относят затруднения в развитии познавательной деятельности и различные нарушения основных форм поведения вследствие недостаточности эмоционально-волевой сферы [1, 10, 13]. Более того, определяются и основные факторы, способные стать причиной искажения хода процесса адаптации: недостатки социально-педагогической работы с детьми; длительная и массивная психическая депривация; соматическая ослабленность ребенка; эмоциональные нарушения [24, 29].

Безусловен тот факт, что работа в данной сфере базируется на научных разработках и опыте ряда авторитетных исследователей. Большой вклад был внесен отечественными клиницистами, психологами и педагогами: Г.Е. Сухаревой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.И. Лубовским.

Помимо изучения общих законов и своеобразия развития ребенка с задержками, достаточно широко освещенного указанными специалистами, предметом исследований становился и процесс вхождения таких детей в общество. Существенное значение имеют находки по данной проблеме И.А. Коробейникова, Е.А. Винникова, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенковой, Е.Р. Смирновой и др.

Оптимизации столь сложного процесса как социальная адаптация может выступать лишь ведущая деятельность – в дошкольном детстве это игра. Благодаря осуществленному подбору и анализу литературы по проблеме исследования стало возможным освещение состояния проблемы социальной адаптации детей с ЗПР и теоретическое выявление особенностей данного процесса при дизонтогении подобного рода. Специфика адаптационного процесса проявляется, прежде всего, через особенности познавательной деятельности, личностного развития и, что немаловажно, через ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, т.е. через игру. Именно через рассмотрение особенностей игры и их проецирование на ход социальной адаптации, возможно наиболее полное и адекватное выделение специфики вхождения ребенка с ЗПР в общество. Построение подобных параллелей между игрой и социумом вполне оправдано, т.к. исключительно через игру ребенок впервые овладевает социальными нормами, ролями и отношениями. Основанием же правомерности и эффективности использования игры в качестве средства коррекционно-развивающего воздействия при ЗПР является сформированность основных ее компонентов в старшем дошкольном возрасте даже при дизонтогении подобного типа.

Еще по теме:

Проблемы социальной безопасности в современном обществе
Безопасность – состояние защищенности человека от неблагоприятных воздействий, нарушающих его целостность, активное функционирование и развитие. Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника ...

Анализ продуктов деятельности
В психодиагностике существует еще один способ получения информации — это количественно-качественный анализ документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности Под понятием "документальный источник" ...

Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского
Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский предложил разделить периоды жизни на кризисы, на которые приходится период наиболее благоприятной реализации какой либо функции или способности. Выяснено, что ребенок при переходе от дошко ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru