Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности

Актуальность проблемы социальной адаптации детей с задержкой психического развития вызвана несколькими обстоятельствами:

- эволюционными преобразованиями в отношениях общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Новое содержание коррекционной помощи детям с особыми нуждами определяется перестройкой взаимоотношений массового и специального образования – от изоляции к интеграции;

- современной направленностью концепции дошкольного образования на всестороннее развитие каждого ребенка в соответствии: с Всеобщей декларацией прав человека (с.1, ст.26); концепцией о правах ребенка (1990г., ст.28, ст.27); с закрепленным Российской Конституцией правом каждого человека на образование (1993г, стр.43); с государственной политикой в области образования (ст.2 Закона РФ Об образовании)[18].

Неоспоримо наличие сложных условий воспитания ребенка с ЗПР в семье, затрудняющих его социальное, познавательное, физическое и эстетическое развитие. Неадекватные способы взаимодействия родителей с ребенком, неумение наладить эмоциональный контакт и общаться с ним, искажают естественный ход механизма социализации ребенка с раннего возраста, влияют на становление его личностных качеств и осознанного отношения к окружающему миру. В связи с этим поиск обходных путей является одной из важных задач в коррекционной работе и с ребенком и с семьей. Исследования в области дошкольной коррекционной педагогики показывают, что без целенаправленного социального воспитания невозможно решить проблемы вхождения ребенка в окружающую среду. По сути, не происходит реализации действия пусковых механизмов, направленных на вхождение проблемного ребенка в социум.

Проблема трудностей социальной адаптации детей с ЗПР уже в дошкольном возрасте представляет собой немалый интерес для исследователей, что обусловлено высокой актуальностью вопроса и острой потребностью практики обучения и воспитания данной категории детей, в теоретическом обосновании подходов к рассмотрению проблемы и путей ее разрешения.

К числу основных первичных внешних признаков проявлений дезадаптации ученые единодушно относят затруднения в развитии познавательной деятельности и различные нарушения основных форм поведения вследствие недостаточности эмоционально-волевой сферы [1, 10, 13]. Более того, определяются и основные факторы, способные стать причиной искажения хода процесса адаптации: недостатки социально-педагогической работы с детьми; длительная и массивная психическая депривация; соматическая ослабленность ребенка; эмоциональные нарушения [24, 29].

Безусловен тот факт, что работа в данной сфере базируется на научных разработках и опыте ряда авторитетных исследователей. Большой вклад был внесен отечественными клиницистами, психологами и педагогами: Г.Е. Сухаревой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.И. Лубовским.

Помимо изучения общих законов и своеобразия развития ребенка с задержками, достаточно широко освещенного указанными специалистами, предметом исследований становился и процесс вхождения таких детей в общество. Существенное значение имеют находки по данной проблеме И.А. Коробейникова, Е.А. Винникова, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенковой, Е.Р. Смирновой и др.

Оптимизации столь сложного процесса как социальная адаптация может выступать лишь ведущая деятельность – в дошкольном детстве это игра. Благодаря осуществленному подбору и анализу литературы по проблеме исследования стало возможным освещение состояния проблемы социальной адаптации детей с ЗПР и теоретическое выявление особенностей данного процесса при дизонтогении подобного рода. Специфика адаптационного процесса проявляется, прежде всего, через особенности познавательной деятельности, личностного развития и, что немаловажно, через ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, т.е. через игру. Именно через рассмотрение особенностей игры и их проецирование на ход социальной адаптации, возможно наиболее полное и адекватное выделение специфики вхождения ребенка с ЗПР в общество. Построение подобных параллелей между игрой и социумом вполне оправдано, т.к. исключительно через игру ребенок впервые овладевает социальными нормами, ролями и отношениями. Основанием же правомерности и эффективности использования игры в качестве средства коррекционно-развивающего воздействия при ЗПР является сформированность основных ее компонентов в старшем дошкольном возрасте даже при дизонтогении подобного типа.

Еще по теме:

Психодинамическая концепция возрастного развития психики
В основе психодинамических концепций развития лежит выдвинутое еще З. Фрейдом предположение о том, что основные характеристики личности, ее базовая структура формируются в раннем детском возрасте, сохраняясь практически неизменными на про ...

Развитие речи в онтогенезе
Исключительно важную роль в развитии речи ребенка играет постоянный разговор с ним при любом контакте во время его бодрствования. Следует всегда помнить: чем раньше начинают разговаривать с ребенком и побуждают его к разговору, тем быстре ...

Исследования инфразвука В. Гавро
В начале 1950-х годов французский исследователь В. Гавро, изучавший влияние инфразвука на организм человека, установил, что при колебаниях порядка 6 Гц у добровольцев, участвовавших в опытах, возникает ощущение усталости, потом беспокойст ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru