Анализ результатов констатирующего эксперимента

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Анализ результатов констатирующего эксперимента

Страница 3

Подобное положение вещей вызывает крайнюю настороженность, т.к. именно через сказки ребенок первоначально формирует свои представления и отношения по всем сторонам действительности. Через сказки, благодаря им, дети получают и закрепляют понятия о нравственных категориях добра и зла, вежливости и невежества, любви и ненависти, уважения и терпения и т.д. В случае ограниченности роли сказки в жизни ребенка формирование нравственных категорий просто не происходит, ребенок лишается права выбора, права собственного самостоятельного пути к осознанию определенных ценностей и псевдоценностей; все это подается ребенку уже в готовом виде от взрослых и он просто вынужден усваивать моральные нормы не в их первородной форме, а в искаженном, зачастую в крайне негативную сторону, виде. Более того, выбирая любимого героя сказки, ребенок идентифицирует себя с ним, проживает его жизнь как свою, а значит, «примеряет» определенную социальную роль и приобретает своего рода социальный опыт. Нет любимого героя – нет идентификации – нет «волшебного», «сказочного» социального опыта – ограниченность предпосылок эффективности, снижение успешности будущей реальной социальной адаптации.

Таким образом, важность сказки для адаптации ребенка очевидна, как очевидно и отсутствие осознания этого факта родителями.

В плане мотивационной готовности к школьному обучению отмечается вполне предполагаемый колоссальный разрыв: 70% детей с нормой развития имеют средний уровень готовности, 80% детей с ЗПР характеризуются низким уровнем готовности или вообще ее отсутствием. Об этом говорят ответы детей, в которых предпочтение отдается детскому саду, а не школе: в школу дети идти не хотят, а если и выражают желание, то лишь по причине «на перемене побегать», «мне много нового купят» и т.д.

Последний общий для обеих категорий блок вопросов был нацелен на выявление оценки детьми собственных возможностей в будущей самостоятельной жизни. Дети из массового детского сада осознают, что неизбежны будут трудности и помочь им смогут их родные (75%), в то время как дети с ЗПР исключают возможность возникновения какого-либо препятствия и говорят, что со всем справятся сами (80%), не прибегая к помощи родных, что лишний раз подтверждает наличие завышенной самооценки у этих детей и нарушение критичности по отношению к себе и своим возможностям. Все выводы, сделанные на основе беседы, имеют неподдельную значимость для дальнейшей работы, а выявленные особенности представляют собой неотъемлемую часть специфики адаптации детей с ЗПР и подтверждаются результатами применения других методик.

Таблица 1

Результаты беседы с детьми с ЗПР и их нормально развивающимися сверстниками

Исследуемый параметр

Ответы разного характера (в % от общего числа / количества детей)

Категория детей

Осведомленность о себе и семье

Точные и полные

Относительно верные

Неверные

Отсутствие ответа

Дети с нормой развития Дети с ЗПР

75% 15 20% 4

25% 5 60% 10

- 20% 4

- 10% 2

Количество и характер социальных контактов

Широкий круг общения

Ограниченный

Узкий круг общения

Дети с нормой развития

Дети с ЗПР

55% 11 10% 4

25% 5 10% 2

20% 4 80% 16

Критерии избирательности и предпочтений в установлении социальных контактов

Четкие, обоснованные, нравственные

Ситуативная обусловленность

Отсутствие обоснования

Дети с нормой развития

Дети с ЗПР

10% 2 -

70% 14 80% 16

20% 4 20% 4

Стремление к лидерству

Явно выражено

Умеренно

Отсутствует

Дети с нормой развития

Дети с ЗПР

10% 2 60% 12

50% 10 30% 6

40% 8 10% 2

Прогнозирование будущего социального статуса

Благополучное

Относительно успешное

Отсутствие предположений

Дети с нормой развития

Дети с ЗПР

80% 16 60% 12

20% 4 20% 4

- 20% 4

Интерес и знание сказочных сюжетов

Высокий интерес, большой объем знаний

Заинтересованность, ограниченный объем знаний

Отсутствие интереса, низкий уровень знаний

Дети с нормой развития

Дети с ЗПР

20% 4 -

55% 11 30% 6

25% 5 70% 14

Мотивационная готовность к школьному обучению

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий / отсутствует

Дети с нормой развития

Дети с ЗПР

30% 6 -

70% 14 20% 4

- 80% 18

Оценка собственных возможностей

Адекватная

Завышенная

Заниженная

Дети с нормой развития

Дети с ЗПР

75% 15 20% 4

25% 5 80% 16

- -

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Психологические основы семейного воспитания
Семья – это сложное социальное образование, малая группа, включающая мужчин и женщин, различных по возрасту, профессиональной определенности, общность, связанная узами супружества – родительства, родства кровного и духовного, осуществляю ...

Потребности достижения и аффимации и их роль в достижении профессионального успеха
Потребность в достижении — наиболее подробно изученная из 20 психол. потребностей, описанных Г. А. Мюрреем в его классической работе «Исследование личности». В ранних исследованиях предполагалось, что Потребность достижения (далее П. д.) ...

Организация и методы исследования личностноразвивающего потенциала психологической защиты
Исходя из особенностей контингента испытуемых и специфики поставленных в исследовании задач, нами была разработана программа эмпирического исследования, направленного на решение следующих практических задач: · выявление психологических н ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru