Теории игры

Материалы » Игра как средство развития творческих способностей человека » Теории игры

Страница 1

К концу XX столетия появилось такое множество концепций игры и в таком многообразии, что их можно систематизировать определенным образом. Основанием могут быть, например, ведущие факторы, на которые опирается тот или иной теоретик при объяснении происхождения и функций игры.

Получили следующие группы теорий игры:

1.Теории, осмысляющие игру исходя преимущественно из биологических (биопсихологических) факторов.

2.Теории, основывающиеся на психологических факторах.

3.Теории, дающие социологическую, преимущественно социально-психологическую интерпретацию игры.

4.Синтетические теории, учитывающие различные факторы.

Начало разработки теории игры обычно связывают с именами таких мыслителей, как Ф.Шиллер, Г.Спенсер, В.Вундт. Разрабатывая свои философские, психологические и главным образом эстетические взгляды, они попутно, только в нескольких положениях, касались и игры как одного из самых распространенных явлений жизни, связывая происхождение игры с происхождением искусства.

Для Ф.Шиллера игра - это скорее наслаждение, связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка жизненных сил: «Предмет побуждения к игре, представленный в общей схеме, может быть назван живым образом, понятием, служащим для обозначения всех эстетических свойств явления, одним словом, всего того, что в обширнейшем смысле слова называется красотой». Для Шиллера игра есть эстетическая деятельность. Избыток сил, свободных от внешних потребностей является лишь условием возникновения эстетического наслаждения, которое, по Шиллеру, доставляется игрой. Введение Ф.Шиллером наслаждения как общего признака для эстетической и игровой деятельности, оказало влияние на дальнейшую разработку проблем игры.

Как считает Спенсер, игра является родом тренировки, «приносящей удовольствие», и поэтому, согласно всеобщему психологическому закону удовольствия, полезна для организма. По его мнению, высшие животные и человек, ввиду лучшей приспособленности, имеют избыток энергии, не затраченный на физическое существование. Все органы животных и человека сугубо целесообразны и служат либо выживанию, либо продолжению рода. В силу этого они инстинктивно требуют постоянной тренировки. Однако, используются не все органы сразу. Из этого следует вывод: если стремление к энергетической разрядке не встречает внешнего повода для настоящей деятельности, то возникает подражание этой деятельности, из чего, утверждает автор, происходит игра во всех ее формах. Игра обычно воспроизводит те действия, которые особенно важны для, сохранения жизни индивида. В игре проявляются главные инстинкты: «какой бы ни была игра, удовольствие ее заключается в одержании победы, в торжестве над противником . Эта победа равносильна успеху в борьбе за существование и находит себе удовлетворение в победе в шахматной игре, за неимением победы более грубого свойства»[9]. В реализации инстинктов Спенсер устанавливает природу игры как игры-состязания, игры-соревнования. Физиологизм игры распространяет и на искусство: игра - тренировка «низших» способностей; эстетическая деятельность — «высших» (слуха, зрения), гимнастика нервной системы, гигиена ума. Г.Спенсер уделяет игре не слишком много места и специально не занимается созданием теории игры. Свои взгляды по поводу игры он излагает таким образом: «Деятельности, называемые играми, соединяются с эстетическими деятельностями одной общей им чертой, а именно тем, что ни те, ни другие не помогают сколько-нибудь прямым образом процессам, служащим для жизни»[10]. Для Спенсера различия между игрой и эстетической деятельностью заключается лишь в том, что в игре находят выражение низшие способности, в то время как в эстетической деятельности — высшие. Приведенные выше высказывания не имели характера систематического изложения теории игры. Они заложили; лишь традицию рассмотрения природы игры в контексте возникновения эстетической деятельности. Согласно Спенсеру, игра биологически, совершенно бесполезна и бесцельна, она возникает там, где серьезная жизнь не нужна или не может иметь место. Причина игры, по Спенсеру, в скоплении жизненной энергии, оставшейся непотребленной; эта энергия ищет своего выхода хотя бы в бесцельной деятельности, каковой является игра.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Типы межличностных конфликтов
межличностный конфликт – это ситуация, «в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая ...

Понятие социальной адаптации мигрантов
С научной точки зрения понятие «адаптация» традиционно является одним из основных компонентов категориальной системы современной социологической науки. В социологическом анализе социальной адаптации особенно выделяются работы по теории и ...

Анализ программ обучения и воспитания детей с ЗПР в контексте социального развития
Рассматривая проблему социального развития детей с задержкой психического развития необходимо особое внимание акцентировать на анализе специальных программ в данной области. Однако, несмотря на неподдельную актуальность поднятых вопросов, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru