Диагностика психолого-педагогических особенностей личности «успешного» тренера по футболу

Материалы » Влияние психолого-педагогических особенностей личности тренера на результативность спортсмена » Диагностика психолого-педагогических особенностей личности «успешного» тренера по футболу

Страница 1

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что некоторые авторы и исследователи уже предпринимали попытку дать ориентировочные ответы на следующие вопросы: существует ли эффективный тип личности тренера? Как воспринимают личностные особенности тренера его воспитанники? Какими важными чертами должен обладать тренер как педагог? Выяснить, какие особенности личности тренера наиболее связаны с успешностью деятельности, какие качественные и количественные характеристики качеств должны быть у работника высокого мастерства, какие взаимоотношения у качеств со способностями, с одной стороны, и со знаниями, умениями и навыками - с другой.

Показатель эффективности деятельности тренера по футболу - успешное достижение цели при наиболее рациональном использовании сил и средств [5]. Другими словами, эффективность предполагает соответствие структуры и функционирования психики тренера структуре и динамике его деятельности.

Мастерство тренера по футболу во многом определяется имеющимися у него личностными качествами, которые придают своеобразие его общению с воспитанниками, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями. В таком виде спорта как футбол наиболее важно знать, как сформировать позитивные межличностные отношения в команде, как избежать конфликта или выйти из него, как создать такой социально-психологический климат, который способствовал бы успешному формированию мотивации спортсмена, его готовности переносить предельные нагрузки и стремление к достижению высоких результатов. Профессионально важные качества личности тренера по футболу и пути формирования этих качеств представляются нам особенно интересными, что и обусловило выбор именно этой проблемы исследования.

Исследование проводилось на базе Тульской областной федерации по футболу (г.Тула, ул.Тимирязева, 101). В исследовании приняли участие 25 футболистов, в возрасте 18-23 года, и 12 человек - тренеров по футболу.

Для изучения личностных свойств, которые должны быть присущи эффективному тренеру, мы использовали 16 - факторный опросник Р. Кеттела (форма С) (приложение 1). По результатам опроса был построен личностный профиль эффективного тренера.

На основании полученных данных можно описать качества личности эффективного тренера:

направленность характерологических особенностей по фактору А к положительному полюсу (А+) показывает, что эффективный тренер по футболу должен быть открытым, общительным, готовым к сотрудничеству, внимательным по отношению к окружающим;

по фактору В направленность к отрицательному полюсу (В -). Это свидетельствует о конкретном характере мышления. При анализе этого фактора мы встречаемся со спецификой данного вида спорта, в котором для решения спортивных задач необходима такая разновидность мышления, как оперативное мышление, позволяющее решать задачи «здесь и сейчас»;

направленность характерологических особенностей по фактору С (сила «Я» - слабость «Я») к положительному полюсу (С+) предполагает, что эффективный тренер по футболу должен управлять своими эмоциями, настроением, уметь находить им адекватное объяснение и реалистическое выражение;

по факторам Е (5,67±1,63), F (5,32±1,42), G (5,05±1,37) получены средние значения. Это говорит о том, что по этим факторам, качества, проявляемые тренером по футболу, зависят от сложившейся ситуации. В одних случаях тренер может быть тактичным и дипломатичным. В других может проявлять доминирование, властность, напористость (фактор Е). В одних ситуациях он должен демонстрировать сдержанность, в других, напротив, экспрессивность характера (фактор F). С одной стороны - должен соблюдать моральные стандарты и правила, а с другой, может и пожертвовать ими во благо спортсмена или победы (фактор G);

высокие показатели по фактору Н характеризуют эффективного тренера по футболу как человека смелого, эмоционально активного, способного выдерживать большие нагрузки при работе с людьми. Такие люди достаточно легко вступают в контакты, практически не испытывают трудности в общении, не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Когда речь идет о психологической готовности к школе, предполагают и интеллектуальную, эмоционально-этическую, волевую и мотивационную подготовленность ребенка. Конкретное содержание каждого из этих компонентов не является стабильным, оно ...

Вывод
Кондильяк предложил оригинальную модель “человека – статуи”, развивавшую отличный от Декарта и Локка взгляд на происхождение и развитие умственной деятельности. Пожалуй, самый известный из его примеров – пример «развития» статуи, которой ...

Анализ рисунков умственно отсталых детей
Анализ рисунков умственно отсталых детей показывает, что рисунок 10-ти летнего ребёнка с умственным возрастом 5 лет будет, в значительной степени отличатся от рисунка 5-ти летнего ребенка с умственным возрастом 5 лет. Рисунки детей с умст ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru