Особенности восприятия дошкольником воспитателя, влияние воспитателя на развитие личности дошкольника
Восприятие ребенком воспитателя по Петровскому. 1.
ребенок демонстрирует атрибутику воспитательской власти т. к воспитатель рассматривается как властелин
, который доминирует.
2. Эффект смещения существенного и несущественного
в
образе воспитателя т. е. воспитатель целостный объект и нарушать его нельзя. 3. ребенок
видит в воспитателе нравственный образец, эталон поведения даже при наличии эмоциональной непривлекательности для ребенка.
4. то
, как ребенок оценивает воспитателя, говорит о том, что воспитатель прав всегда, это может привести к искаженному восприятию воспитателя себя. Это является проявлением эффекта ореола. Ребенок воспринимает эффект непогрешимости воспитателя как следствие социальной роли. 5. ярко выраженнаябдительность воспитателя, проницательность: ребенок ощущает его присутствие, ждет, что его накажут за его проступок. 6.
Это все идиолизирует воспитателя в глазах ребенка, воспитатель для ребенка - идол
. Полное положительное отношение меняется к полному отрицательному в период пубертата. Модели общения. 1. Диктаторская - т
ипичная форма, воспитатель парит над детьми, эмоционального контакта нет, только формирование определенных ЗУН. 2. Дифференцированное внимание
– характерно для начинающих воспитателей т. к. не успевают держать в поле зрения всех детей, получается, больше как-бы вырывает кусками. 3.
Гиперрефлексия
- положительное в работе: как воспитателя воспринимают дети (истероиды). 4. Негибкое реагирование(робот) – напоминает первую модель, но здесь ригидность. Характерна для воспитателей, которые долго работают по старым правилам. 5. Авторитарная («Я сам»)
– отсутствие учета индивидуальных особенностей, блокирование инициативы детей. 6. Активное
взаимодействие. Типология отношений воспитателя к детям по Коломенскому
. Отношение воспитателя к детям может быть следующих типов: 1. Устойчиво-положительный тип
: ровное, душевное отношение к ребенку, преобладание положительных оценок, искренность оценок, учет индивидуальных особенностей, тактичность и деликатность, демонстрация любви к ребенку (искренняя любовь). 2. Пассивно–положительный тип
: нечеткое проявление положительного отношения к ребенку, авторитарен и сух с детьми, но собственные отношения идентичны первому типу. 3. Неустойчиво–положительныйтип – ситуационность поведения, внутренние установки аналогично первым двум типам. Ситуационность зависит и от поведения воспитателя, (лабильные типы), получается большое затруднение адаптации детей к воспитателю. 4. Открыто–отрицательный
тип – негативное отношение к детям, даже может вуалироваться положительное отношение (формальное) получается большая напряженность в группе, наибольшее число детей страдающих аффективным поведением. Воспитатель негативно реагирует на детское поведение. 5. Пассивно–отрицательный
тип: воспитатель ленив, получается, ярко проявить агрессию не хочет. Проблемы во взаимоотношения с детьми: детский коллектив не организован, дети зациклены на отрицательных характеристиках. Реакция детей ее не интересует.
Сформированность морально–этических норм
и отсутствие невротических реакций демонстрируют дети у воспитателей, относящихся к 1,2 и 3 типам.
Еще по теме:
Выводы
Невербальное поведение личности способно открыть наблюдателю множество особенностей её внутреннего мира, психологического и физиологического состояния. Многообразие явлений невербального поведения столь широко, что может быть описано как ...
Мотивационная сфера личности
Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями, однако, прежде всего, возникла терминологическая неясность: термины "мотивация" и "мотив" понимаются и как синоним ...
Основные направления развития личности
Как говорят, «Личностью не рождаются. Личностью становятся». Многие психологи согласны с такой точкой зрения. Человек не рождается сразу с готовым характером. Существуют два основных направления развития личности:
1) физическое развитие ...