Значение игровой деятельности для психического и социального развития ребенка: коррекционно-развивающий потенциал игры

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Значение игровой деятельности для психического и социального развития ребенка: коррекционно-развивающий потенциал игры

Страница 1

Психологи относят игру к интрогенному поведению, т.е. поведению, детерминированному внутренними факторами личности (потребностями, интересами), в отличие от экстрогенного поведения, определяемого внешней необходимостью [21, 42, 45].

Своеобразие игры, в отличие от других форм интрогенного поведения в том, что игра является генеральной формой поведения: все формы экстрогенного поведения могут составлять содержание игры. Более того, игра одновременно ставит человека в несколько позиций, что вытекает из двуплановости игры. Личность в игре находится одновременно в двух планах: реальном и условном (игровом). В процессе игры оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает. При нарушении одного из планов игра всегда расстраивается. Нарушение игрового, условного плана делает игру бессмысленной. Если же личность полностью уходит в условный план происходит уход, потеря реального.

Игра – сложное социально-психологическое явление, уже потому, что это не возрастное явление, а личностное [9,14].

Признание сюжетно-ролевой игры, как ведущей деятельности дошкольного возраста, т.е. деятельности, определяющей формирование основных психологических новообразований, позицию ребенка по отношению к миру, формы и способы общения с взрослыми и сверстниками позволяют рассматривать игру как универсальное средство оптимизации психического и социального развития в дошкольном возрасте как деятельность, в контексте которой правомерно ставить и эффективно решать коррекционные задачи. В отечественной психологии значительный вклад в разработку принципов организации коррекционной работы внес Л.С. Выготский [3,15]. Определяя цели коррекционной работы, он подчеркивал первоочередное значение профилактических задач, как задач предупреждения развития вторичных дефектов по сравнению с задачами исправления уже образовавшихся первичных дефектов. Если иметь в виду то обстоятельство, что под вторичными дефектами Л.С. Выготский понимал нарушение развития социокультурных высших психических функций, то становится понятным, что акцент в коррекционной работе, по мнению Л.С. Выготского, должен быть перенесен с тренировки и упражнения натуральной дефицитарной функции на создание оптимальных условий развития высших психических функций путем компенсации нарушенного в результате органического поражения первичного звена. Именно поэтому Л.С. Выготский, говоря о границах и возможностях оказания коррекционной помощи ребенку, определял эти границы не столько тяжестью самого органического поражения, сколько возможностями социальной компенсации этого первичного дефекта [1,15].

Таким образом, игра вполне обоснованно может и должна рассматриваться и использоваться как средство оптимизации социальной ситуации развития. Данный процесс- оптимизация социальной ситуации развития – связан, в первую очередь, с оптимизацией общения ребенка. Как в сфере социальных отношений, т.е. отношений ребенка с «общественным взрослым», как представителем социальных институтов – учителем, воспитателем и. т.д., так и в сфере межличностных отношений, т.е. отношений с близкими взрослыми и значимыми сверстниками. Оптимизация общения предполагает расширение круга общения, обогащение содержания общения. Второй важной задачей оптимизации социальной ситуации развития является внесение необходимых корректив в образовательно-воспитательный компонент – тип учебно-воспитательного учреждения, тип семейного воспитания, участие ребенка в различных формах внешкольных занятий. Третья задача связана с коррекцией позиции ребенка, принятия им определенной социальной роли (например, роли школьника). Здесь речь идет об изменении негативного, отвергающего отношения к своей межличностной или социальной роли на «принимающее» отношение за счет переосмысления сложившейся ситуации и создания у ребенка нового, более продуктивного, с точки зрения задач развития, образа «Я в мире» [3;5].

Теории детской игры Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, учение об ориентировочной деятельности и концепция планомерного поэтапного формирования человеческой деятельности П.Я. Гальперина позволяют выделить некоторые механизмы коррекционного воздействия игры на психическое развитие ребенка. Известно, что ориентировочная деятельность, решающая задачи целепологания, смыслообразования, планирования, контроля и исполнения, определяет успешность любой человеческой деятельности. Д.Б. Эльконин характеризует игру как развернутую внешнюю ориентировочную (в собственном смысле этого слова), деятельность, предмет которой – содержание человеческих (социальных) отношений [9,121].

Игра выделяет и моделирует социальные отношения с помощью ролей, игровых действий, игровых предметов и замещения. Сюжетно-ролевая игра и возникает, по мнению Д.Б. Эльконина, только на определенном этапе исторического развития общества, как особый институт социализации, позволяющий ребенку осуществить ориентировку в системе социальных и межличностных отношений, выделить цели, задачи и смыслы человеческой деятельности. Однако ребенок уже с первых дней своей жизни «изначально социален», включен в социальные отношения и является их субъектом. Несмотря на это, социальные отношения открываются ребенку и становятся предметом его активной ориентировки сравнительно поздно, лишь в дошкольном возрасте. Д.Б. Эльконин высказывает предположение о том, что вплоть до дошкольного возраста ребенок был направлен на решение практической задачи в контексте предметной деятельности, где направленность ребенка на достижение практического результата закрывала для него социальные отношения. Отметим, что сам характер предметной деятельности создавал социальное партнерство ребенка и взрослого, в котором за взрослым сохранялась ведущая роль, а значит, перед ребенком и не могла возникнуть, как особая задача, ориентировка в социальных отношениях с целью их дальнейшего переструктурирования. Д.Б.Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка: развитие мотивационно-потребностной сферы; преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка; развитие идеального плана; развитие произвольности действий и поведения.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Современное состояние проблемы психологической защиты
Концепция психологической защиты была и остается одним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности и в теорию психологической адаптации. Анализ литературных источников, касающихся становления проблематики психологической защ ...

История социально-психологической диагностики. Современные проблемы
Каждая из психологических дисциплин имеет свою историю развития и становления, которую можно представить в виде определенных стадий или основных этапов. Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже ...

Психическая деятельность и вызванные потенциалы
Вызванный потенциал— электрическая реакция мозга на внешний раздражитель или на выполнение умственной (когнитивной) задачи. Наиболее широко используемыми раздражителями являются визуальные для регистрации зрительных ВП, звуковые для регис ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru