Категория художественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных и зарубежных мыслителей

Материалы » Особенности проявления художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте » Категория художественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных и зарубежных мыслителей

Страница 5

Таким образом, в трудах философов прошлого вкус рассматривали как, врождённую способность человека, подобную интеллекту, определяющую меру удовольствия, дар различать свойства пищи, обозначающую чувствительность к прекрасному и уродливому в искусствах.

Можно утверждать, что проблема формирования вкуса, а также исследования вкуса как научной категории важна, на протяжении всех веков она является весомой, и особенную актуальность приобретает в современном мире.

Так, А.А. Беляев по эстетическим вкусом рассматривает способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия ("нравится" – "не нравится") дифференцированно воспринимать и оценивать эстетические объекты, отличать "прекрасное" от "безобразного" в действительности и в искусстве. Эта способность, отмечает автор, распространяется на умение различать эстетическое и не эстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического, последнее проявляется как чувство юмора.

При этом, отмечает А.А. Беляев, вкус может рассматриваться, как художественно-эстетический в русле способности личности воспринимать и оценивать реалии окружающего мира и в первую очередь содержание и формы произведений искусства с позиций эстетических критериев прекрасного – безобразного, возвышенного – измененного, трагического – комического и т.д.

Ученый подчеркивает, что вкус представляет собой не константу, а динамичное образование в пределах эстетического сознания личности. Он способен развиваться, видоизменяться в зависимости, как от внешних впечатлений, так и под воздействием усилий личности по совершенствованию своих духовно- практических качеств. В этом значении вкус, на наш взгляд выступает как психолого-педагогическая категория психологическом отношении художественно-эстетический вкус [Эстетика словарь / под редакцией Беляева А.А. и др./ политИздат, 1989-417с]

А.А.Беляев пишет, что хороший эстетический вкус выражается в способности получения наслаждения от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в искусстве.

По мнению И.Т. Фролова эстетический вкус – это вырабатываемая общественной практикой способность человека эмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего, отличать красивое, прекрасное от безобразного. В тех случаях, когда оцениваются произведения искусства, вкус эстетический называется художественным вкусом.

И.Т. Фролов подчеркивает различие между уровнем формирования эстетического вкуса. Так, он выделяет "хороший" и "плохой" эстетический вкус. Хороший эстетический вкус означает способность получать наслаждение от подлинно прекрасного, потребность воспринимать и создавать прекрасное в труде, быту, поведении, искусстве. Напротив, плохой эстетический вкус извращает эстетическое отношение человека к действительности, делает его равнодушным к подлинной красоте, а иногда даже приводит к тому, что человек получает удовольствие от безобразного.

Развитость эстетического вкуса, пишет И.Т. Фролов, характеризуется тем, насколько глубоко и всесторонне он постигает эстетические ценности жизни и искусства. Формирование хорошего эстетического вкуса составляет одну из важнейших задач эстетического воспитания. [Вкус эстетический. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.]

Таким образом, под эстетическим вкусом понимается способность человека эмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего, отличать красивое, прекрасное от безобразного. Развитость эстетического вкуса характеризуется тем, насколько глубоко и всесторонне постигает эстетические ценности жизни и искусства.

Важно отметить, что категория эстетического вкуса рассматривалась не только в философии¸ но и в психологических и педагогических науках.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Социокультурное отношение личности к изменениям
Вопрос отношения личности к изменениям – это вопрос о роли субъекта в преобразованиях общественной жизни. Важно рассмотреть отношения, которые складывались между коллективом и его членами. Коллективистское воспитание с некоторого момент ...

Факторы и особенности проявления тревожности в подростковом возрасте
Все исследователи психологии подросткового возраста, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Отношение с товарищами находится в центре жизни подростка, во многом о ...

Проявления и последствия застенчивости
Проявления застенчивости очень разнообразны: от физиологических симптомов до внутренних конфликтов и нарушений мыслительных процессов. Поведение застенчивого человека лишает его самого главного и необходимого в жизни - это социального и м ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru