Категория художественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных и зарубежных мыслителей

Материалы » Особенности проявления художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте » Категория художественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных и зарубежных мыслителей

Страница 4

И.Г. Зульцера известный "берлинский просветитель" даёт чёткие дефиниции вкуса, как одной из объективно существующих способностей души. "Вкус – по существу не что иное, как способность чувствовать красоту, так же как разум – это способность познавать истинное, совершенное, верное, а нравственное чувство – способность чувствовать добро". (26, История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т. 2. с.491). И способность эта присуща всем людям, хотя иногда понятие вкуса употребляется и в узком смысле для обозначения этой способности только у тех, у кого она уже "стала навыком". И.Г.Зульцер напрямую связывает вкус с удовольствием, испытываемым нами при восприятии красоты, которая доставляет наслаждение не тем, что нравственное чувство одобряет её, но тем, что она "ласкает наше воображение, является нам в приятном, привлекательном виде. Внутреннее чувство, которым мы воспринимаем это удовольствие, и есть вкус". Зульцер И.Г. убеждён в объективности красоты и, соответственно, считает вкус реально существующей, ото всего отличной способностью души, именно – способностью "воспринимать зримую красоту и ощущать радость от этого познания". Вкус, по Зульцеру, важен не только для искусства, но в других сферах деятельности, поэтому он считал воспитание вкуса общенациональной задачей. [ История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т. 2.; с. 491].

Особое значение для трактовки понятия эстетический вкус имела теория английского философа Дэвид Юма, который рассмотрел психологические особенности суждений вкуса в книге "О норме вкуса, О трагедии, Об утонченности вкуса и аффекта". Д. Юм психологизировал эстетическую проблематику как гносеологическую. Он рассмотрел основное содержание своего эстетического учения с точки зрения психологии художественного восприятия. Поэтому эстетические чувства в его теории, рассматриваются как "спокойные" аффекты. Эстетические чувства для Юма — это вкусы. Поэтому, эстетику Д. Юма рассматривают как учение о вкусах, т.е. об эмоциональных оценках произведений искусства их потребителями. Однако познавательная функция искусства сводится у Д.Юма, на нет. Он совершенно сознательно отделяет проблему эстетических чувств от теории познания и утверждает, что переживания вкуса в эстетике столь же плохо укладываются в суждения, как и мотивации в этике, так что спрашивать об истинности или ложности оценок, в скрытой форме содержащихся в этих чувствах, неправомерно. "Разница между суждением и чувством, — пишет он в эссе "О норме вкуса", — как известно, огромна. Каждое чувство правильно, ибо оно не относится ни к чему вне себя (beyond itself) и всегда реально, лишь бы только человек давал себе в нем отчет" [Дэвид Юм "О норме вкуса". - М.: 1740].

Д. Юм подчеркивал субъективность вкуса: "Красота не есть качество самих вещей как таковых; она существует исключительно в сознании (mind), созерцающем ее, и каждое сознание усматривает иную красоту. Некоторые видят даже безобразие там, где другие почувствуют красоту; и каждый человек должен воспринимать свои собственные чувства, не покушаясь на то, чтобы нормировать чувства других людей. В зависимости от наших органов чувств одна и та же вещь может быть как сладкой, так и горькой, и верно говорится в пословице, что о вкусах не спорят. Будет правильно и даже необходимо распространить эту аксиому на духовный вкус, как и на вкус физический".

В марксистской эстетике находим, что в процессе общественной практической деятельности создаётся человеческий вкус к природе, " . музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, — такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы" – писал К. Маркс. [Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 593.]. Философы утверждали, что особое значение для воспитания вкуса имеет искусство.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Понятие игры
В своей работе мне хотелось, для начала рассмотреть понятие игры с разных сторон и дать определение. Игра хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей, человеческих проявлений. Традиционные формы игрово ...

Теоретические аспекты изучения формирования грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике
Выдающие педагоги, психологи психолингвисты уделяли проблеме развития грамматического строя в онтогенезе пристальное внимание, различные аспекты детской грамматики описаны в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева [8], Т. Н. Ушаковой [31], ...

Виды и направления оказания психологической помощи семье ожидающей ребенка
Второй нормативный кризис традиционно рассматривается как переходный этап жизненного цикла семьи, обусловленный фактом рождения ребенка. При этом психологи анализирую особенности протекания данного кризиса, часто игнорируют период зачатия ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru