Категория художественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных и зарубежных мыслителей

Материалы » Особенности проявления художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте » Категория художественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных и зарубежных мыслителей

Страница 4

И.Г. Зульцера известный "берлинский просветитель" даёт чёткие дефиниции вкуса, как одной из объективно существующих способностей души. "Вкус – по существу не что иное, как способность чувствовать красоту, так же как разум – это способность познавать истинное, совершенное, верное, а нравственное чувство – способность чувствовать добро". (26, История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т. 2. с.491). И способность эта присуща всем людям, хотя иногда понятие вкуса употребляется и в узком смысле для обозначения этой способности только у тех, у кого она уже "стала навыком". И.Г.Зульцер напрямую связывает вкус с удовольствием, испытываемым нами при восприятии красоты, которая доставляет наслаждение не тем, что нравственное чувство одобряет её, но тем, что она "ласкает наше воображение, является нам в приятном, привлекательном виде. Внутреннее чувство, которым мы воспринимаем это удовольствие, и есть вкус". Зульцер И.Г. убеждён в объективности красоты и, соответственно, считает вкус реально существующей, ото всего отличной способностью души, именно – способностью "воспринимать зримую красоту и ощущать радость от этого познания". Вкус, по Зульцеру, важен не только для искусства, но в других сферах деятельности, поэтому он считал воспитание вкуса общенациональной задачей. [ История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т. 2.; с. 491].

Особое значение для трактовки понятия эстетический вкус имела теория английского философа Дэвид Юма, который рассмотрел психологические особенности суждений вкуса в книге "О норме вкуса, О трагедии, Об утонченности вкуса и аффекта". Д. Юм психологизировал эстетическую проблематику как гносеологическую. Он рассмотрел основное содержание своего эстетического учения с точки зрения психологии художественного восприятия. Поэтому эстетические чувства в его теории, рассматриваются как "спокойные" аффекты. Эстетические чувства для Юма — это вкусы. Поэтому, эстетику Д. Юма рассматривают как учение о вкусах, т.е. об эмоциональных оценках произведений искусства их потребителями. Однако познавательная функция искусства сводится у Д.Юма, на нет. Он совершенно сознательно отделяет проблему эстетических чувств от теории познания и утверждает, что переживания вкуса в эстетике столь же плохо укладываются в суждения, как и мотивации в этике, так что спрашивать об истинности или ложности оценок, в скрытой форме содержащихся в этих чувствах, неправомерно. "Разница между суждением и чувством, — пишет он в эссе "О норме вкуса", — как известно, огромна. Каждое чувство правильно, ибо оно не относится ни к чему вне себя (beyond itself) и всегда реально, лишь бы только человек давал себе в нем отчет" [Дэвид Юм "О норме вкуса". - М.: 1740].

Д. Юм подчеркивал субъективность вкуса: "Красота не есть качество самих вещей как таковых; она существует исключительно в сознании (mind), созерцающем ее, и каждое сознание усматривает иную красоту. Некоторые видят даже безобразие там, где другие почувствуют красоту; и каждый человек должен воспринимать свои собственные чувства, не покушаясь на то, чтобы нормировать чувства других людей. В зависимости от наших органов чувств одна и та же вещь может быть как сладкой, так и горькой, и верно говорится в пословице, что о вкусах не спорят. Будет правильно и даже необходимо распространить эту аксиому на духовный вкус, как и на вкус физический".

В марксистской эстетике находим, что в процессе общественной практической деятельности создаётся человеческий вкус к природе, " . музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, — такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы" – писал К. Маркс. [Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 593.]. Философы утверждали, что особое значение для воспитания вкуса имеет искусство.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Психофизиологические особенности детей подросткового возраста
Подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Этот период знаменуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В понимании хронологических границ возраста в психологич ...

Уровни анализа причинности в психологии
Т.В. Корнилова в рамках экспериментальной психологии рассматривает три уровня реализации принципа причинности: 1. Мир психологической реальности, «открытый человеку в его субъективном опыте, и исследователю, который реконструирует данную ...

Биография Этьена Бонно Кондильяка
ЭТЬЕН БОННО КОНДИЛЬЯК (1715–1780), французский философ и психолог, популяризатор идей Локка во Франции. Родился в Гренобле (Франция) 30 сентября 1715 года. Его старший брат, аббат Мабли, был известным политическим мыслителем. Кондильяк о ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru