Категория художественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных и зарубежных мыслителей

Материалы » Особенности проявления художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте » Категория художественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных и зарубежных мыслителей

Страница 2

В Оксфордском толковом словаре термин "вкус" рассматривается в двух значениях. Первое из них вкус, как вкусовое ощущение, посредством которого информация о химическом составе растворимого стимула передается через рецепторы (вкусовые сосочки) на языке и поверхности горла. Имеется четыре основных вкусовых рецептора: один для карбогидратов (сладкий), другой для кислот (кислый), третий для солей (соленый) и четвертый для различных составов, вызывающих ощущение горького (горький). Ощущения, участвующие в восприятии вкуса, далее усложняются ощущениями запахов, давления и текстуры, все они играют роль в восприятии вкуса.

Второе же значение термина "вкус"

- способность к хорошо аргументированным и имеющим силу эстетическим суждениям относительно искусства, музыки, художественного оформления и т.д. [Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002].

Таким образом, что в словарной литературе вкус рассматривается в двух значениях: как физиологическое ощущение, вызванное реакцией вкусовых рецепторов в области рта, и вкус как эстетическое явление.

Вкус как эстетическое явление представляет собой чувство и понимание изящного, красивого, способность к аргументации и эстетическим суждениям относительно искусства, музыки, художественного оформления и т.д. Именно второе значение термина "вкус", подчеркнутое в словарной литературе, станет основой нашего научного исследования.

Важно отметить, что во втором значении вкус в научной литературе, как правило, выступает в категории "эстетический вкус" и рассматривается в рамках изучения искусства, художественного дизайна, культуры в целом.

В нашей работе мы остановимся на изучение категории вкуса, который выступает как художественно-эстетический, и призван помочь человеку рассматривать все объекты и явления действительности через призму восприятия и оценки эстетических объектов, различия "прекрасного" и "безобразного".

Обратимся к понятию "эстетический вкус" в различной научной литературе.

Обращаясь философским трактовкам понятия "вкус" находим следующее, эстетический вкус - способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства. Вкус представляет собой результат длительного исторического развития [Большая советская энциклопедия, под ред. А. М. Прохоров 1978].

Историческое развитие мысли о эстетическом вкусе можно проследить с древнего периода до наших дней.

Важной вехой для трактовки понятия и содержания категории "эстетический вкус" стала эпоха классицизма.

Так, в эстетическом смысле, термин "вкус" (gusto) впервые встречается в сочинение испанского мыслителя Бальтасара Грасиана. Он обозначил так одну из способностей человеческого познания, специально ориентированную на постижение прекрасного произведений искусства. [Бальтасар Грасиан, Карманный Оракул, Издательства: Наука, Литера Нова, 2009 г., 368 стр.]

Затем этот термин заимствовали крупнейшие мыслители и философы Франции, Италии, Германии, Англии. В XVIII веке появляется много трактатов о вкусе, в которых ставятся важнейшие проблемы эстетики. Так, "вкус" становится одной из центральных категорий эстетической мысли. В этот период авторитет красоты и искусства достигает небывалого уровня, а эстетическое воспитание оказывается главным средством гармонизации человека и преобразования социальных отношений.

Так, французский эстетик Шарль Баттё (Batteux), отмечает, что вкус– врождённая способность человека, подобная интеллекту, но если интеллект интересует истина, заключённая в предмете, то вкус интересуется красотой тех же предметов, то есть не ими самими по себе, "но в их отношении к нам". Вкус понимается Ш. Баттё как нечто, соответствующее "как самой природе, так и природе человека". Вкус помогает создавать шедевры искусства и правильно оценивать их, исходя из понятия о "прекрасной природе". Вкус – это "голос самолюбия. Будучи создан исключительно для наслаждения, он жаждет всего, что может доставить приятные ощущения". Таким образом, согласно Ш. Баттё, вкус является врождённой способностью человека, направленный на выявление прекрасного в природе и в искусстве, на создание шедевров искусства, "подражающих" "прекрасной природе" (идеализированной природе, сказали бы мы теперь) и на оценку этих произведений искусства на основе доставляемого ими наслаждения. Баттё убеждён, что "существует в общем лишь один хороший вкус, но в частных вопросах возможны различные вкусы", определяемые как многообразием природы, так и субъективными характеристиками воспринимающего. По Баттё, вкус — способность различать хорошее, дурное и посредственное. Хороший вкус — один, частных — много. [Ш. Баттё "Изящные искусства, сведенные к единому принципу", 1746].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Делинквентность как социально-психологический феномен
Как в психологической литературе, так и в бытовом понимании выражение «трудный подросток» подразумевает факт проявления отклоняющегося или асоциального поведения, социальной дезадаптации несовершеннолетних, которые являются результатом не ...

Меры профилактики феномена «сгорания»
Для предотвращения возникновения феномена «сгорания» деятельность сотрудника телефона доверия должна быть организованна следующим образом: он не должен находиться долгое время один, у него всегда должна быть возможность обратиться за по ...

Профилактика и коррекция синдрома эмоционального выгорания
На сегодняшний день используется целый арсенал методов, помогающих преодолеть СЭВ. Следует отметить, что исследователи сходятся в одном: наилучший способ снижения уровня СЭВ – профилактика данного состояния. Необходимой и базовой частью п ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru