Категория художественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных и зарубежных мыслителей

Материалы » Особенности проявления художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте » Категория художественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных и зарубежных мыслителей

Страница 2

В Оксфордском толковом словаре термин "вкус" рассматривается в двух значениях. Первое из них вкус, как вкусовое ощущение, посредством которого информация о химическом составе растворимого стимула передается через рецепторы (вкусовые сосочки) на языке и поверхности горла. Имеется четыре основных вкусовых рецептора: один для карбогидратов (сладкий), другой для кислот (кислый), третий для солей (соленый) и четвертый для различных составов, вызывающих ощущение горького (горький). Ощущения, участвующие в восприятии вкуса, далее усложняются ощущениями запахов, давления и текстуры, все они играют роль в восприятии вкуса.

Второе же значение термина "вкус"

- способность к хорошо аргументированным и имеющим силу эстетическим суждениям относительно искусства, музыки, художественного оформления и т.д. [Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002].

Таким образом, что в словарной литературе вкус рассматривается в двух значениях: как физиологическое ощущение, вызванное реакцией вкусовых рецепторов в области рта, и вкус как эстетическое явление.

Вкус как эстетическое явление представляет собой чувство и понимание изящного, красивого, способность к аргументации и эстетическим суждениям относительно искусства, музыки, художественного оформления и т.д. Именно второе значение термина "вкус", подчеркнутое в словарной литературе, станет основой нашего научного исследования.

Важно отметить, что во втором значении вкус в научной литературе, как правило, выступает в категории "эстетический вкус" и рассматривается в рамках изучения искусства, художественного дизайна, культуры в целом.

В нашей работе мы остановимся на изучение категории вкуса, который выступает как художественно-эстетический, и призван помочь человеку рассматривать все объекты и явления действительности через призму восприятия и оценки эстетических объектов, различия "прекрасного" и "безобразного".

Обратимся к понятию "эстетический вкус" в различной научной литературе.

Обращаясь философским трактовкам понятия "вкус" находим следующее, эстетический вкус - способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства. Вкус представляет собой результат длительного исторического развития [Большая советская энциклопедия, под ред. А. М. Прохоров 1978].

Историческое развитие мысли о эстетическом вкусе можно проследить с древнего периода до наших дней.

Важной вехой для трактовки понятия и содержания категории "эстетический вкус" стала эпоха классицизма.

Так, в эстетическом смысле, термин "вкус" (gusto) впервые встречается в сочинение испанского мыслителя Бальтасара Грасиана. Он обозначил так одну из способностей человеческого познания, специально ориентированную на постижение прекрасного произведений искусства. [Бальтасар Грасиан, Карманный Оракул, Издательства: Наука, Литера Нова, 2009 г., 368 стр.]

Затем этот термин заимствовали крупнейшие мыслители и философы Франции, Италии, Германии, Англии. В XVIII веке появляется много трактатов о вкусе, в которых ставятся важнейшие проблемы эстетики. Так, "вкус" становится одной из центральных категорий эстетической мысли. В этот период авторитет красоты и искусства достигает небывалого уровня, а эстетическое воспитание оказывается главным средством гармонизации человека и преобразования социальных отношений.

Так, французский эстетик Шарль Баттё (Batteux), отмечает, что вкус– врождённая способность человека, подобная интеллекту, но если интеллект интересует истина, заключённая в предмете, то вкус интересуется красотой тех же предметов, то есть не ими самими по себе, "но в их отношении к нам". Вкус понимается Ш. Баттё как нечто, соответствующее "как самой природе, так и природе человека". Вкус помогает создавать шедевры искусства и правильно оценивать их, исходя из понятия о "прекрасной природе". Вкус – это "голос самолюбия. Будучи создан исключительно для наслаждения, он жаждет всего, что может доставить приятные ощущения". Таким образом, согласно Ш. Баттё, вкус является врождённой способностью человека, направленный на выявление прекрасного в природе и в искусстве, на создание шедевров искусства, "подражающих" "прекрасной природе" (идеализированной природе, сказали бы мы теперь) и на оценку этих произведений искусства на основе доставляемого ими наслаждения. Баттё убеждён, что "существует в общем лишь один хороший вкус, но в частных вопросах возможны различные вкусы", определяемые как многообразием природы, так и субъективными характеристиками воспринимающего. По Баттё, вкус — способность различать хорошее, дурное и посредственное. Хороший вкус — один, частных — много. [Ш. Баттё "Изящные искусства, сведенные к единому принципу", 1746].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Методы защиты от стресса
Незначительные стрессы – это неизбежное, но вполне безвредное явление. Только чрезмерно частые, либо слишком сильные стрессы могут сильно истощить адаптационную систему организма, что в свою очередь вполне может стать причиной психосомати ...

Социальный статус семьи и её основные функции
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной ад ...

Развитие потребностей. Понятие о профессионально-значимых особенностях мотивационно – потребностной сферы личности
Можно выделить два этапа в процессе развития каждой потребности. Первый этап — это период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность. Второй этап — после этой встречи. Как правило, на первом этапе потребность для су ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru