Категория художественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных и зарубежных мыслителей
Формирование эстетического вкуса мы рассматриваем как процесс не сиюминутный, а длительный по времени его формирования. Анализ специальной литературы по проблеме исследования показал, что в науке рассматривались, главным образом, категориальная сторона эстетики, эстетического сознания, а также процесс формирования эстетической культуры в целом. Однако мало исследовался процесс формирования эстетического вкуса и почти совсем не подлежал изучению процесс формирования эстетического вкуса у младших школьников.
C точки зрения социальной педагогики, эстетический вкус, разделяется на массовый или элитарный, грубый или утонченный, распознается в современных культурах автоматически. Разделение эстетического вкуса на массовый и элитарный отсылает к давно устоявшемуся традиционному разделению искусства на высокое и массовое, элитное и популярное. При этом естественно высокой культуре и связанной с ней от природы, данной или нет тонкой способности к ее восприятию и оценке противопоставляется безвкусица, вульгарность, навязчивость и доступность популярного и массового.
По мнению социолога М.Горностаевой вкус – это не дар природы, а специализированное знание, определяющее паттерн потребления. При этом, пишет автор, эстетический вкус, как и институциализация высоких форм искусства, характеризуется определенным историческим моментом и соотнесен со статусным порядком в обществе. "Искусство является частью социальной системы, и, помимо источника эстетического удовольствия, оно представляет собой ресурс, позволяющий социальным группам устанавливать и поддерживать символические границы между собой и другими". [М.Горностаева "Эстетический вкус как средство социального воздействия" Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ispr.ru/BIBLIO/JURNAL/Content/Sc_05_01_Gornostaeva.htm- дата доступа 20.05.2010] Это означает, что эстетический вкус, как способность делать определенные выборы, не может рассматриваться как чисто индивидуальное явление.
Эстетический вкус, по мнению психолога С.Г. Плукина не есть врожденное качество личности, и его нельзя сводить к психофизиологических инстинктов, к реакциям. Это социальная способность человека, которая формируется, как и многие другие социальные способности, в процессе воспитания и образования человека.
Эстетический вкус является важнейшей характеристикой становления личности, отражающий уровень самоопределения человеческой индивидуальности. Поэтому эстетический вкус не сводится к простой способности эстетической оценки, поскольку не останавливается на самой оценке, а завершается присвоением или отрицанием культурной, эстетической ценности. Правильнее будет, пишет исследователь, определить эстетический вкус как способность личности к индивидуальному отбору эстетических ценностей, а тем самым и к саморазвитию. Действительно, человек, обладающий эстетическим вкусом, отличается определенной завершенностью, целостностью, то есть является не просто человеческим индивидом, а личностью. Отличительная особенность здесь состоит в том, что кроме таких индивидуальных особенностей, как пол, возраст, рост, цвет волос и глаз, тип психики, личность обладает также индивидуальным внутренним духовным миром, который определяется социальными ценностями и преимуществами.
Так же эстетический вкус, по мнению С.Г. Плукина, является своеобразным чувством меры, умением находить необходимую достаточность в личностном отношении к миру культуры и ценностей. Наличие эстетического вкуса проявляется как пропорциональность внутреннего и внешнего, гармония духа, социального поведения, социальной реализации личности. [Плукин С. Г. "Эстетический вкус" Электронный ресурс].- Режим доступа: http://plook.ru/index/esteticheskij-vkus/7/- дата доступа 25.05.2010]
Анализ представленных научных источников позволил нам утверждать, что эстетический вкус это категория, которая выступает как способность человека эмоционально оценивать различные эстетические свойства, прежде всего отличать красивое, прекрасное от безобразного. Эстетический вкус вдет к целостности восприятия произведения искусства, что эта категории субъективна и на этой основе отвергают объективный критерий вкуса. Ценностное отношение, установки, умение делать ценностные, эстетические выборы, интерпретация их, принцип действия и поведения.
Еще по теме:
Принципы и правила делового общения работников
органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям
Деловое общение работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям принципиально не отличается от любого другого вида делового общения, т.е. имеют место общие закономерности делового общения. Так выделяют: коммуникативную, перце ...
Болезнь Альцгеймера
При болезни Альцгеймера вырабатываются токсичные белки, они встраиваются в мозг и нарушают его функции. Болезнь Альцгеймера означает, что мозг изнашивается в тех самых отделах мозга, которыми мы пользуемся, чтобы думать. Позже при болезни ...
Выводы
Проделанная работа позволила сделать следующие выводы:
1. Популярные подростки отличаются от своих непопулярных сверстников явно выраженными проявлениями коммуникативной и предметной рефлексии.
Популярные подростки характеризуются устой ...