Категория художественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных и зарубежных мыслителей

Материалы » Особенности проявления художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте » Категория художественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных и зарубежных мыслителей

Страница 3

Ш. Монтескье рассматривает вкус как разновидность ума и определяет его как способность чутко и быстро определять меру удовольствия. Вкус – мерило удовольствия.

Французский мыслитель Сартр Жан-Поль сравнивал эстетический вкус с совестью, так же как нравственная совесть не позволяет возобладать эгоистическому чувству, личному интересу, так и эстетический вкус позволяет человеку оставаться незаинтересованным в своем восприятии прекрасного.

Французский философ Ж.Ж. Руссо полагал, что чувство вкуса присуще всем людям, но развито у всех по-разному, что зависит и от личностных особенностей человека (его "чувствительности"), и от среды, в которой он живёт. Высокого развития вкус достигает в многолюдных обществах, где возможно многообразие сравнений, где преобладают неделовые интересы, но склонность к праздности, увеселениям, удовольствиям. Предметы, формирующие хороший вкус, прежде всего находятся в природе, но также в поэзии и искусстве. На них и происходит воспитание вкуса. Вкус – способность различать прекрасное и безобразное в природе и в искусстве. И сложность его понимания заключается прежде всего в объекте, на который он направлен, ибо прекрасное – не является объективным свойством вещи. "Прекрасное не есть качество, существующее в самих вещах: оно просто существует в разуме, который эти вещи созерцает. Разум каждого человека воспринимает прекрасное по-разному. Один может видеть безобразное даже в том, в чём другой чувствует прекрасное, и каждое вынужден держать своё мнение при себе и не навязывать его другим." [Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т./Под ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1981. — 656 с.]

Вольтер в статье "Вкус" (1757), которая была написана им для "Энциклопедии" и затем вошла и в его знаменитый "Портативный философский словарь" (1764), отмечал, что вкус - это чутьё, дар различать свойства пищи, обозначающее чувствительность к прекрасному и уродливому в искусствах,. "…Художественный вкус столь же скор на разбор, предваряющий размышление, как язык и нёбо, столь же чувствен и падок на хорошее, столь же нетерпим к дурному…" [43, Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения. М., 1974; с. 267-268]. Так, Вольтер в середине XVIII в. подвел определенный итог многочисленным дискуссиям своего времени о вкусе.

Э. Бёрк отметил, то в целом, то, что называют вкусом "в наиболее широко принятом значении слова, является не просто идеей, а состоит частично из восприятия первичных удовольствий, доставляемых воображением, и выводов, делаемых мыслительной способностью относительно различных взаимоотношений упомянутых удовольствий и относительно аффектов, нравов и поступков людей" [Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979. c 70].

Проблема вкуса широко рассматривалась немецкими эстетиками 18 века. Среди них особую значимость пробреди труды И.- И. Винкельмана и И.Г.Гердера.

Так, И.-И. Винкельман, автор "Истории искусства древности", считал, что вкус - это "способность чувствовать прекрасное". Он дарован всем разумным существам небом, "но в весьма различной степени". [Винкельман И.-И. Избр.произв. - М.;Л., 1935: репринт: "Ладомир". - М.,1996; с.207].

Другой философ, И.Г. Гердер утверждал, что эстетический вкус является врождённой способностью и присущ представителям всех народов и наций. Философ подчеркнул, что на вкус оказывают существенное воздействие национальные, исторические, климатические, личностные и иные особенности жизни людей. Именно поэтому вкусы людей очень различны, а иногда и противоположны. Однако, настаивает философ, существует и некое "глубинное ядро вкуса", общее для всего человечества, "идеал" вкуса, на основе которого человек может наслаждаться прекрасным у всех народов и наций любых исторических эпох. "Освободить это ядро в себе от узких вкусовых напластований (национальных, исторических, личных и т.п.) и означает воспитать в себе хороший, универсальный, абсолютный вкус" [История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т. 2. с.575].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Детско-родительские отношения в психологии
Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развит ...

Смысл учения для старшеклассников
Старший школьный возраст характеризуется следующими объективными изменениями в жизни школьника: близость факта завершения среднего образования и необходимость выбора профессии; объективные свидетельства взросления — получение паспорта, в ...

Выбор и описание методов исследования
Для выявления жизненных сценариев испытуемых мы использовали метод сказкотерапии . Этот вид диагностики в разных формах используются во всем мире в виде проективной методики, и как инструмент работы практического психолога удобен по многи ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru