Категория художественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных и зарубежных мыслителей

Материалы » Особенности проявления художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте » Категория художественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных и зарубежных мыслителей

Страница 1

В I тысячелетии до нашей эры в Древнем Китае, Индии, Греции философы обратили внимание на то, что в процессе чувствительного восприятия многих явлений действительности у людей возникает непосредственно-эмоциональное отношение к ним. Оно выражается в таких переживаниях как: восхищение, отвращение, сочувствие, сострадание, гнев, юмор и т.п. и существенно отличается от научного познания, предполагающего теоретическое осмысление действительности. [Герман, Шалом Манович, Скатерников, Виктор Константинович/ Беседы об эстетики- 3е изд-е. - М., Знание,1982.; 8с.]

С тех пор древние мыслители обратили внимание на такие категории человеческого восприятия как вкус, эстетика, отношение к прекрасному, понимание красоты.

Эстетика - термин, разработанный и специфицированный А.Э.Баумгартеном в трактате "Aesthetica" (1750—1758). Предложенное Баумгартеном новолатинское лингвистическое образование, восходит к греч. прилагательному "эстетикос" — чувствующий, ощущающий, чувственный, от "эстесис" — ощущение, чувствование, чувство, а также, перен. "замечание, понимание, познание".

Часто эстетическое в философии связано с низшей формой познания. Так, Декарт, Ньютон, Лейбниц, Вольтер "эстетическое" рассматривали как первую, низшую форму познания (gnoseologia inpherior), отличающую ее от чувственности (sensus) — всеобщего условия преданности Универсума и его непосредственной обращенности к мыслящей субстанции (sensorium Dei). Тем самым эстетическое изначально в понятийном плане определялись в гносеологическом статусе. По Канту прекрасное - основа эстетического опыта вообще, через который мир воспринимается в своей свободе и высшей представленной гармонии.

А.Ф. Лосев, основываясь на учения Платона, рассматривает гармонию как взаимопроницаемость тела, души, ума и полный охват этих трех областей есть, следовательно, совершенство. [А.Ф.Лосев, Очерки античного символизма и мифологии, т. I, М., 1930, с23-24].

При этом прекрасное современных словарях рассматривается как условие, оформляющее содержание эстетического опыта, которое осуществляется в последнем виде идеала, обладающего законодательной и нормативной значимостью (ценностью). При этом идеал, нормативно определяющий (специфицирующий) содержание эстетического опыта, предполагает собственный принцип обнаружения его законов — рефлектирующую способность суждения или вкус. [Эстетика: Учебник под ред. Ю.Б. Борева — М,: Высш. шк., 2002. — 511с. – С.12-14.; О.Н. Кукрак "Новейший философский словарь": второе изд-е - 2001; энциклопедия "Постмодернизм" (2001)].

Особое место в изучении эстетического принадлежит категории "вкус", которая является объектом нашего исследования. Поэтому встает необходимость проанализировать данное понятие в научной литературе.

Обращаясь к трактовке термина "вкус" в словарной литературе, мы нашли различные подходы к его пониманию.

Прежде всего, вкус рассматривается как вкусовое ощущение, как реакция на раздражители в области рта.

В толковом словаре под редакцией Ожегова Сергей Ивановича находим понимание вкуса в двух значениях. Так, в первом значении вкус - одно из внешних чувств человека и животных, органом которого служит слизистая оболочка языка и полости рта. Это ощущение на языке, во рту или свойство пищи, являющееся источником этого ощущения. Второе значение чувство, понимание изящного, красивого. Это обозначение стиля, манеры в его разговорном значении. [Толковый словарь Ожегова : Электронное издание количество слов 100000слов - режим доступа : http://www.ozhegov.ru/ - дата доступа 30.07.09].

В Большом психологическом словаре, под редакцией Б.Мещерякова, В.Зинченко, вкус (от англ. - taste, gustatory sense) - восприятие свойств раздражителей, воздействующих рецепторы рта, в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комбинаций). Адекватными раздражителями для вкуса являются разнообразные химические вещества. Поэтому вкус представляет собой один из видов хеморецепции. Ощущение вкус вызывают вещества, растворимые в воде и способные хорошо стимулировать деятельность вкусовых рецепторов. [Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Определение уровня зрелости нервных процессов: теппинг-тест
В диагностической работе мы воспользовались теппинг-тестом О. Черниковой (в модификации А.И. Вайнштейна, В.П. Жура, Л.В. Кармановой). [16, с.355] На листе бумаги воспитателем (психологом) рисуются 6 квадратов. Нумеруются они следующим об ...

Психодинамическая концепция возрастного развития психики
В основе психодинамических концепций развития лежит выдвинутое еще З. Фрейдом предположение о том, что основные характеристики личности, ее базовая структура формируются в раннем детском возрасте, сохраняясь практически неизменными на про ...

Сущность процесса мотивации
Проблемой определения мотива человека как психического феномена плотно занимались как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Как правило, мотив рассматривают как компонент системы мотивации или мотивационной сферы человека. Мы же ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru