Категория художественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных и зарубежных мыслителей

Материалы » Особенности проявления художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте » Категория художественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных и зарубежных мыслителей

Страница 1

В I тысячелетии до нашей эры в Древнем Китае, Индии, Греции философы обратили внимание на то, что в процессе чувствительного восприятия многих явлений действительности у людей возникает непосредственно-эмоциональное отношение к ним. Оно выражается в таких переживаниях как: восхищение, отвращение, сочувствие, сострадание, гнев, юмор и т.п. и существенно отличается от научного познания, предполагающего теоретическое осмысление действительности. [Герман, Шалом Манович, Скатерников, Виктор Константинович/ Беседы об эстетики- 3е изд-е. - М., Знание,1982.; 8с.]

С тех пор древние мыслители обратили внимание на такие категории человеческого восприятия как вкус, эстетика, отношение к прекрасному, понимание красоты.

Эстетика - термин, разработанный и специфицированный А.Э.Баумгартеном в трактате "Aesthetica" (1750—1758). Предложенное Баумгартеном новолатинское лингвистическое образование, восходит к греч. прилагательному "эстетикос" — чувствующий, ощущающий, чувственный, от "эстесис" — ощущение, чувствование, чувство, а также, перен. "замечание, понимание, познание".

Часто эстетическое в философии связано с низшей формой познания. Так, Декарт, Ньютон, Лейбниц, Вольтер "эстетическое" рассматривали как первую, низшую форму познания (gnoseologia inpherior), отличающую ее от чувственности (sensus) — всеобщего условия преданности Универсума и его непосредственной обращенности к мыслящей субстанции (sensorium Dei). Тем самым эстетическое изначально в понятийном плане определялись в гносеологическом статусе. По Канту прекрасное - основа эстетического опыта вообще, через который мир воспринимается в своей свободе и высшей представленной гармонии.

А.Ф. Лосев, основываясь на учения Платона, рассматривает гармонию как взаимопроницаемость тела, души, ума и полный охват этих трех областей есть, следовательно, совершенство. [А.Ф.Лосев, Очерки античного символизма и мифологии, т. I, М., 1930, с23-24].

При этом прекрасное современных словарях рассматривается как условие, оформляющее содержание эстетического опыта, которое осуществляется в последнем виде идеала, обладающего законодательной и нормативной значимостью (ценностью). При этом идеал, нормативно определяющий (специфицирующий) содержание эстетического опыта, предполагает собственный принцип обнаружения его законов — рефлектирующую способность суждения или вкус. [Эстетика: Учебник под ред. Ю.Б. Борева — М,: Высш. шк., 2002. — 511с. – С.12-14.; О.Н. Кукрак "Новейший философский словарь": второе изд-е - 2001; энциклопедия "Постмодернизм" (2001)].

Особое место в изучении эстетического принадлежит категории "вкус", которая является объектом нашего исследования. Поэтому встает необходимость проанализировать данное понятие в научной литературе.

Обращаясь к трактовке термина "вкус" в словарной литературе, мы нашли различные подходы к его пониманию.

Прежде всего, вкус рассматривается как вкусовое ощущение, как реакция на раздражители в области рта.

В толковом словаре под редакцией Ожегова Сергей Ивановича находим понимание вкуса в двух значениях. Так, в первом значении вкус - одно из внешних чувств человека и животных, органом которого служит слизистая оболочка языка и полости рта. Это ощущение на языке, во рту или свойство пищи, являющееся источником этого ощущения. Второе значение чувство, понимание изящного, красивого. Это обозначение стиля, манеры в его разговорном значении. [Толковый словарь Ожегова : Электронное издание количество слов 100000слов - режим доступа : http://www.ozhegov.ru/ - дата доступа 30.07.09].

В Большом психологическом словаре, под редакцией Б.Мещерякова, В.Зинченко, вкус (от англ. - taste, gustatory sense) - восприятие свойств раздражителей, воздействующих рецепторы рта, в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комбинаций). Адекватными раздражителями для вкуса являются разнообразные химические вещества. Поэтому вкус представляет собой один из видов хеморецепции. Ощущение вкус вызывают вещества, растворимые в воде и способные хорошо стимулировать деятельность вкусовых рецепторов. [Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Клинические симптомы ПТСР
1. Немотивированная бдительность. Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему постоянно угрожает опасность. 2. «Взрывная» реакция. При малейшей неожиданности человек делает стремительные движения (нагибается пр ...

Психологические особенности подростка
Подростковый возраст – это остропротекающий период от детства к взрослости, он особенно отмечен развитием, поскольку все аспекты биологической, когнитивной и социальной жизни испытывают важные изменения. Он наиболее сложный как в его пере ...

Здоровый образ жизни и его составляющие
ЗОЖ можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что ОЖ человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельст ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru