Результаты коррекционной работы по оптимизации социальной адаптации детей с ЗПР посредством игры

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Результаты коррекционной работы по оптимизации социальной адаптации детей с ЗПР посредством игры

Страница 1

Результаты первичной диагностики стали отправной точкой для реализации коррекционно-развивающей программы. Безусловно, работа по основным направлениям коррекционного воздействия в определенной степени затруднялась факторами объективного характера: специфика развития детей, особенности взаимодействия с педагогическим и родительским коллективами и т.д. Однако постепенно моменты взаимопонимания были обнаружены и работа продвигалась в полном объеме при неоценимом содействии и сотрудничестве и педагогов, и родителей, и детей. обучающие игры для детей

Подобные моменты были вполне ожидаемы, предсказуемы и даже желательны т.к. любое противоречие есть источник развития, а нахождение конструктивного выхода из ситуации свидетельствует о жизнеспособности предложенной коррекционной программы, внеся в нее определенные коррективы, тем самым совершенствуя.

Итак, коррекционное воздействие было организовано. В процессе работы вносились незначительные изменения в ее изначально планируемый ход, в соответствии с достижением промежуточных ожидаемых результатов или отсутствием таковых. Однако, это не отдаляло, а наоборот делало все более реальней общую цель работы – оптимизацию процесса социальной адаптации детей с ЗПР. Уже в ходе коррекционной работы стало очевидным практически полное подтверждение основной гипотезы о адекватности использования игры как средства и исправления и предупреждения трудностей социального развития детей с ЗПР, о возможности оптимизации хода адаптации в целом за счет неисчерпаемого коррекционно-развивающего потенциала игры. Возможность подобных выводов оформилась в процессе работы и была подтверждена результатами вторичной диагностики, ориентированной на оценку эффективности организованного воздействия и определение развивающего, стимулирующего компонента итоговых достижений, перспективности и актуальности направления работы в целом.

Результаты вторичной диагностики можно рассматривать лишь через призму качественно-количественного сравнительного анализа с итогами диагностики уровня развития детей на начальных этапах работы. Итак, главным итогом реализации программы стало расширение возможностей детей с ЗПР строить правильные взаимоотношения в семье, в детском саду, на улице, со сверстниками и взрослыми, т.е. в обществе. Повысилась самостоятельность детей в установлении контактов, инициативность, оформились зачатки чувства безопасности и доверия к окружающему миру, подтверждением чему является уменьшение агрессии и пробуждение у детей стремления к социальной активности (см. Диаграмма 2).

Произошли изменения и в сфере межличностных отношений ребенка: расширение круга общения, обогащение содержания общения, развитие сотрудничества, воспитание навыков продуктивного взаимодействия у детей с ЗПР – все это стало возможным благодаря организации совместной деятельности и время препровождения с родителями и нормально развивающимися сверстниками.

В ходе работы с детьми с нормой развития наметились позитивные сдвиги в направлении снятия негативного, напряженного отношения к проблемным детям, и нетипичности в целом, благодаря расширению знаний об их проблемах и формированию тенденции к пониманию и принятию особенностей других; наиболее ярким подтверждением чего стало желание оказать помощь, выявленное в ходе беседы и в процессе наблюдения за совместной деятельностью детей, как свободной, так и специально организованной (см. Диаграмма 5).

Неоспорима важность взаимодействия ребенка с ЗПР со взрослым, их позитивная направленность на общение, т.к. именно взрослый является первичным образцом мира социальных ролей и отношений, посредником между ребенком и социумом. И без доброжелательности взрослого, как основы основ взаимодействия, говорить об оптимизации процесса адаптации не представляется возможным. Работа проводилась с родителями обоих категорий детей и привела к значительным результатам. В поведении родителей детей с ЗПР наблюдалось изменение отношения к собственному ребенку, они его как-будто узнавали заново, открывали непознанное, казалось бы там, где и быть ничего не могло. На первых этапах работы родители достаточно сдержанно-негативно отреагировали на вторжение в устоявшийся образ жизни, однако по прошествии времени появился интерес и собственная инициатива, возникали вопросы и предложения, пожелания и конструктивные критические замечания. В итоге происходило осознание родителями своей значимости в жизни ребенка, важности взаимопонимания и ценности общения, на которое всегда не хватает времени. В последствии все это может привести к изменению стиля взаимоотношений в семье на более продуктивный благодаря познанию и принятию особенностей собственного ребенка (см. Диаграмма 4).

Работа с родителями детей нормально развивающихся также оказалось достаточно эффективной. Невозможно сказать, что произошло, по крайней мере, наметились некоторые основы формирования принятия и доброжелательно отношения к детям с проблемами в развитии, без чего безболезненнее вхождение такого ребенка в социум становится недостижимым (см. рисунок 4). Это стало возможным благодаря расширению диапазона дефектологических знаний взрослых и изменению стереотипного негативного отношения к нетипичности, сформировавшимся в современном обществе. Ломка стереотипов процесс крайне длительный и трудоемкий, а потому работа в данном направлении должна вестись непрерывно. Главным итогом стало осознание родителями того, что не знать не страшно, страшно не стремиться к знаниям; а защитить своих детей от «других» можно не только оградив от внешнего мира, но и грамотно подготовив их встречи с ним, обеспечив себя и их основным залогом успеха – адекватной, разносторонней информацией.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Типы девиаций
Подростков, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено с ...

Особенности психоэмоционального состояния младших школьников
По анализу выше рассмотренных параграфов видна связь между психоэмоциональным состоянием и учебной деятельностью. Теперь необходимо рассмотреть более подробно психоэмоциональные состояния, а конкретно тревожность. Как было уже сказано в ...

Влияние коллективного бессознательного и архетипов на продукты изобразительной деятельности
Поскольку изучения логики бессознательного посредством осознаваемого самим автором содержания каждого рисунка не эффективно, то в реализации данной задачи особое значение приобретают архетипы. Несмотря на то, что анализ рисунков начинаетс ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru