Результаты коррекционной работы по оптимизации социальной адаптации детей с ЗПР посредством игры

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Результаты коррекционной работы по оптимизации социальной адаптации детей с ЗПР посредством игры

Страница 1

Результаты первичной диагностики стали отправной точкой для реализации коррекционно-развивающей программы. Безусловно, работа по основным направлениям коррекционного воздействия в определенной степени затруднялась факторами объективного характера: специфика развития детей, особенности взаимодействия с педагогическим и родительским коллективами и т.д. Однако постепенно моменты взаимопонимания были обнаружены и работа продвигалась в полном объеме при неоценимом содействии и сотрудничестве и педагогов, и родителей, и детей. обучающие игры для детей

Подобные моменты были вполне ожидаемы, предсказуемы и даже желательны т.к. любое противоречие есть источник развития, а нахождение конструктивного выхода из ситуации свидетельствует о жизнеспособности предложенной коррекционной программы, внеся в нее определенные коррективы, тем самым совершенствуя.

Итак, коррекционное воздействие было организовано. В процессе работы вносились незначительные изменения в ее изначально планируемый ход, в соответствии с достижением промежуточных ожидаемых результатов или отсутствием таковых. Однако, это не отдаляло, а наоборот делало все более реальней общую цель работы – оптимизацию процесса социальной адаптации детей с ЗПР. Уже в ходе коррекционной работы стало очевидным практически полное подтверждение основной гипотезы о адекватности использования игры как средства и исправления и предупреждения трудностей социального развития детей с ЗПР, о возможности оптимизации хода адаптации в целом за счет неисчерпаемого коррекционно-развивающего потенциала игры. Возможность подобных выводов оформилась в процессе работы и была подтверждена результатами вторичной диагностики, ориентированной на оценку эффективности организованного воздействия и определение развивающего, стимулирующего компонента итоговых достижений, перспективности и актуальности направления работы в целом.

Результаты вторичной диагностики можно рассматривать лишь через призму качественно-количественного сравнительного анализа с итогами диагностики уровня развития детей на начальных этапах работы. Итак, главным итогом реализации программы стало расширение возможностей детей с ЗПР строить правильные взаимоотношения в семье, в детском саду, на улице, со сверстниками и взрослыми, т.е. в обществе. Повысилась самостоятельность детей в установлении контактов, инициативность, оформились зачатки чувства безопасности и доверия к окружающему миру, подтверждением чему является уменьшение агрессии и пробуждение у детей стремления к социальной активности (см. Диаграмма 2).

Произошли изменения и в сфере межличностных отношений ребенка: расширение круга общения, обогащение содержания общения, развитие сотрудничества, воспитание навыков продуктивного взаимодействия у детей с ЗПР – все это стало возможным благодаря организации совместной деятельности и время препровождения с родителями и нормально развивающимися сверстниками.

В ходе работы с детьми с нормой развития наметились позитивные сдвиги в направлении снятия негативного, напряженного отношения к проблемным детям, и нетипичности в целом, благодаря расширению знаний об их проблемах и формированию тенденции к пониманию и принятию особенностей других; наиболее ярким подтверждением чего стало желание оказать помощь, выявленное в ходе беседы и в процессе наблюдения за совместной деятельностью детей, как свободной, так и специально организованной (см. Диаграмма 5).

Неоспорима важность взаимодействия ребенка с ЗПР со взрослым, их позитивная направленность на общение, т.к. именно взрослый является первичным образцом мира социальных ролей и отношений, посредником между ребенком и социумом. И без доброжелательности взрослого, как основы основ взаимодействия, говорить об оптимизации процесса адаптации не представляется возможным. Работа проводилась с родителями обоих категорий детей и привела к значительным результатам. В поведении родителей детей с ЗПР наблюдалось изменение отношения к собственному ребенку, они его как-будто узнавали заново, открывали непознанное, казалось бы там, где и быть ничего не могло. На первых этапах работы родители достаточно сдержанно-негативно отреагировали на вторжение в устоявшийся образ жизни, однако по прошествии времени появился интерес и собственная инициатива, возникали вопросы и предложения, пожелания и конструктивные критические замечания. В итоге происходило осознание родителями своей значимости в жизни ребенка, важности взаимопонимания и ценности общения, на которое всегда не хватает времени. В последствии все это может привести к изменению стиля взаимоотношений в семье на более продуктивный благодаря познанию и принятию особенностей собственного ребенка (см. Диаграмма 4).

Работа с родителями детей нормально развивающихся также оказалось достаточно эффективной. Невозможно сказать, что произошло, по крайней мере, наметились некоторые основы формирования принятия и доброжелательно отношения к детям с проблемами в развитии, без чего безболезненнее вхождение такого ребенка в социум становится недостижимым (см. рисунок 4). Это стало возможным благодаря расширению диапазона дефектологических знаний взрослых и изменению стереотипного негативного отношения к нетипичности, сформировавшимся в современном обществе. Ломка стереотипов процесс крайне длительный и трудоемкий, а потому работа в данном направлении должна вестись непрерывно. Главным итогом стало осознание родителями того, что не знать не страшно, страшно не стремиться к знаниям; а защитить своих детей от «других» можно не только оградив от внешнего мира, но и грамотно подготовив их встречи с ним, обеспечив себя и их основным залогом успеха – адекватной, разносторонней информацией.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности
Предметом самооценки могут стать физические данные, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений. Частных самооценок много, судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно к ...

Некоторые психологические механизмы воздействия информатизации
Перенос навыков работы с информационных технологий на навыки традиционной деятельности может осуществляться с помощью аналогии и уподобления своей деятельности работе технического устройства. В настоящее время предпринимаются активные по ...

Выводы
Психологический выход из семейного конфликта прямо или косвенно реализуется через изменение общения между членами семьи. При этом обнаруживается парадоксальное на первый взгляд отношение обратившихся за помощью людей к формам своего конфл ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru