Заключение

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Заключение

Теоретическое освещение и попытки практического разрешения заявленной проблемы позволили сформулировать ряд выводов. Благодаря осуществленному подбору и анализу литературы по проблеме исследования стало возможным освещение состояния проблемы социальной адаптации детей с ЗПР, теоретическое выявление особенностей данного процесса и определение значимости игровой деятельности в рамках социального развития ребенка при дизонтогении подобного рода. Специфика адаптационного процесса проявляется, прежде всего, через особенности познавательной деятельности, личностного развития и, что немаловажно, через ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, т.е. через игру. Отмеченные составляющие являются с одной стороны обусловленными особенностями социальной адаптации ребенка с ЗПР, с другой – определяют ход и динамику изучаемого процесса. Становление игры есть зеркальное отражение становления социальной активности ребенка в будущем. Потому не случайно обнаружение схожих черт в данных проявлениях жизнедеятельности ребенка: однообразие, стереотипность, ограниченность бытовым уровнем, невозможность принятия социальной роли без помощи взрослого и т.д.

Все это и обусловило выбор в качестве основного средства оптимизации социальной адаптации именно игру, основные компоненты которой в старшем дошкольном возрасте у детей с задержанным развитием уже сформированы. Более того, в ходе организации и проведения исследования с использованием различных методик, и главное – индивидуального подхода, и анализа полученных результатов стало возможным определение характера взаимоотношений биологического и социального факторов в процессе социальной адаптации детей с ЗПР. Безусловен факт их неоспоримой значимости и невозможности изолированного рассмотрения, но при этом за составляющими социального ряда сохраняется определяющая роль. В первую очередь это относится к социальному окружению ребенка с ЗПР, т.е. нормально развивающимся сверстникам и их родителям. Именно от того, как среда успешно и адекватно сможет адаптироваться к проблемному ребенку зависит, насколько серьезное негативное влияние на процесс адаптации самого ребенка окажет биологическая составляющая нарушения.

Однако, выявленный низкий уровень дефектологических знаний родителей и детей массового детского сада определяет неготовность к принятию детей с проблемами в развитии. В то же время, обнадеживает позитивный настрой нормально развивающихся детей, в отличие от крайне негативно настроенных родителей, что обуславливает возможность способствования социальной адаптации детей с ЗПР путем формирования толерантного отношения у их ближайшего окружения. В контексте подобных рассуждений была разработана и реализована коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию социальной адаптации дошкольников с ЗПР посредством игровой деятельности .В процессе реализации происходило преодоление определенных трудностей, однако программа доказала свою жизнеспособность и адекватность благодаря высоким показателям эффективности проведенной работы. Таким образом, можно констатировать достижение поставленной цели путем реализации конкретных задач, а, следовательно, и подтверждение положенной в основу работы гипотезы. Все это дает основание для формулирования основных итоговых выводов: - малоизученность процесса социальной адаптации детей с ЗПР и использования в рамках данного процесса игры дает богатую почву для разработок в этой области, особенно с учетом наличия единичных программ воспитания и обучения, направленных на социальное развитие;

- игра действительно может и должна являться основным средством оптимизации процесса социализации ребенка с ЗПР, как наиболее адекватная и эффективная форма взаимодействия и воздействия на ребенка в дошкольном возрасте;

- формирование принятия у нормально развивающихся детей и их родителей возможно (в различной степени), что в последующем будет способствовать более мягкому, безболезненному вхождению ребенка с ЗПР в общество;

- изменение образа «Я» ребенка с задержкой психического развития ведет к повышению адекватности осознания себя и других, к формированию эффективных способов взаимодействия,

- расширение круга общения и обогащение содержания общения способствует появлению и закреплению новых оптимальных форм поведения.

Теоретическая и практическая значимость исследования становится очевидными при анализе имеющейся ситуации в современном обществе и учете основных тенденций. Главным образом речь идет о позитивных изменениях в отношении общества к детям с отклонениями в развитии, формировании новой философии в этой области. Именно в свете подобных тенденций и проявляется истинная актуальность и своевременность проведенной работы. Более того, подтверждается перспективность исследований и разработок в данной сфере (социального развития), которые обладают богатым теоретическим потенциалом и широким диапазоном возможностей практического применения.

Еще по теме:

Предпосылки девиации в подростковом возрасте
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его ещё называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеоб ...

Негативные психологические состояния человека
Очень важно уметь по невербальным сигналам вычислить агрессивно настроенного человека. Под агрессией мы будем понимать не только непосредственно силовое воздействие, но и негативное отношение, нацеленность на противостояние. Главный жест ...

Последствия готического образа жизни
Говоря о последствиях готического образа жизни, отмечается определенная опасность подобного образа жизни в силу его ассоциальности и вненормативности. Кроме того, если подросток не выходит из молодежной субкультуры, как из сообщества, до ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru