Заключение

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Заключение

Теоретическое освещение и попытки практического разрешения заявленной проблемы позволили сформулировать ряд выводов. Благодаря осуществленному подбору и анализу литературы по проблеме исследования стало возможным освещение состояния проблемы социальной адаптации детей с ЗПР, теоретическое выявление особенностей данного процесса и определение значимости игровой деятельности в рамках социального развития ребенка при дизонтогении подобного рода. Специфика адаптационного процесса проявляется, прежде всего, через особенности познавательной деятельности, личностного развития и, что немаловажно, через ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, т.е. через игру. Отмеченные составляющие являются с одной стороны обусловленными особенностями социальной адаптации ребенка с ЗПР, с другой – определяют ход и динамику изучаемого процесса. Становление игры есть зеркальное отражение становления социальной активности ребенка в будущем. Потому не случайно обнаружение схожих черт в данных проявлениях жизнедеятельности ребенка: однообразие, стереотипность, ограниченность бытовым уровнем, невозможность принятия социальной роли без помощи взрослого и т.д.

Все это и обусловило выбор в качестве основного средства оптимизации социальной адаптации именно игру, основные компоненты которой в старшем дошкольном возрасте у детей с задержанным развитием уже сформированы. Более того, в ходе организации и проведения исследования с использованием различных методик, и главное – индивидуального подхода, и анализа полученных результатов стало возможным определение характера взаимоотношений биологического и социального факторов в процессе социальной адаптации детей с ЗПР. Безусловен факт их неоспоримой значимости и невозможности изолированного рассмотрения, но при этом за составляющими социального ряда сохраняется определяющая роль. В первую очередь это относится к социальному окружению ребенка с ЗПР, т.е. нормально развивающимся сверстникам и их родителям. Именно от того, как среда успешно и адекватно сможет адаптироваться к проблемному ребенку зависит, насколько серьезное негативное влияние на процесс адаптации самого ребенка окажет биологическая составляющая нарушения.

Однако, выявленный низкий уровень дефектологических знаний родителей и детей массового детского сада определяет неготовность к принятию детей с проблемами в развитии. В то же время, обнадеживает позитивный настрой нормально развивающихся детей, в отличие от крайне негативно настроенных родителей, что обуславливает возможность способствования социальной адаптации детей с ЗПР путем формирования толерантного отношения у их ближайшего окружения. В контексте подобных рассуждений была разработана и реализована коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию социальной адаптации дошкольников с ЗПР посредством игровой деятельности .В процессе реализации происходило преодоление определенных трудностей, однако программа доказала свою жизнеспособность и адекватность благодаря высоким показателям эффективности проведенной работы. Таким образом, можно констатировать достижение поставленной цели путем реализации конкретных задач, а, следовательно, и подтверждение положенной в основу работы гипотезы. Все это дает основание для формулирования основных итоговых выводов: - малоизученность процесса социальной адаптации детей с ЗПР и использования в рамках данного процесса игры дает богатую почву для разработок в этой области, особенно с учетом наличия единичных программ воспитания и обучения, направленных на социальное развитие;

- игра действительно может и должна являться основным средством оптимизации процесса социализации ребенка с ЗПР, как наиболее адекватная и эффективная форма взаимодействия и воздействия на ребенка в дошкольном возрасте;

- формирование принятия у нормально развивающихся детей и их родителей возможно (в различной степени), что в последующем будет способствовать более мягкому, безболезненному вхождению ребенка с ЗПР в общество;

- изменение образа «Я» ребенка с задержкой психического развития ведет к повышению адекватности осознания себя и других, к формированию эффективных способов взаимодействия,

- расширение круга общения и обогащение содержания общения способствует появлению и закреплению новых оптимальных форм поведения.

Теоретическая и практическая значимость исследования становится очевидными при анализе имеющейся ситуации в современном обществе и учете основных тенденций. Главным образом речь идет о позитивных изменениях в отношении общества к детям с отклонениями в развитии, формировании новой философии в этой области. Именно в свете подобных тенденций и проявляется истинная актуальность и своевременность проведенной работы. Более того, подтверждается перспективность исследований и разработок в данной сфере (социального развития), которые обладают богатым теоретическим потенциалом и широким диапазоном возможностей практического применения.

Еще по теме:

Просодические и экстралингвистические средства общения
Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Экстралингвистиче ...

Разнообразие подходов к проблеме возрастной периодизации в психологии
Возрастная периодизация – это процесс деления всего психического развития человека на отдельные периоды и стадии. Л.С Выготский выделяет 3 основные группы возрастной периодизации: 1. Она основывается на биогенетическом законе Гетчинсон ...

Феномен когнитивной сложности
Имплицитные теории личности представляют собой своеобразные конструкты или «рамки», при помощи которых оценивается воспринимаемый человек. В более широком контексте идея конструкта разработана в теории личностных конструктов Дж. Келли. По ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru