Коррекционно-развивающая программа «Я и мир вокруг меня: путь к взаимопониманию»

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Коррекционно-развивающая программа «Я и мир вокруг меня: путь к взаимопониманию»

Страница 1

Ход всей коррекционно-развивающей работы и содержание воздействия определялось программой по оптимизации процесса социальной адаптации посредством игровой деятельности, предназначенной для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Возможности реализации программы зависели от индивидуальных особенностей детей, потенциальных перспектив и общей динамики развития. Материал программы распределен по разделам соответственно основным векторам социального развития и возможным направлениям оптимизации данного процесс. Реализация программы призвана была способствовать расширению возможностей детей с ЗПР строить правильные взаимоотношения в семье и обществе. Цель – повысить самостоятельность детей, расширить возможности общения в современном обществе, способствовать интеграции и социализации.

Программа адресована учителям – дефектологам и воспитателям соответствующего типа дошкольных учреждений.

Материалы программы в определенной степени могут быть применены при обследовании детей в диагностических целях, при организации коррекционной работы с детьми с ЗПР в условиях семьи. Составление осуществлялось с учетом особенностей психического развития ребенка дошкольного возраста и характера ведущего вида деятельности. Более того, учитывалось современное отношение общества к нетипичности и основополагающее влияние данного фактора на успешность социализации детей.

Содержание программы опирается на сложившиеся представления о закономерностях развития, на положения Л.С. Выготского о возможностях компенсации, о важности социальной реализации дефекта, о понятии социальной ситуации развития и т.д.

Педагогические задачи успешнее всего реализовывались при правильном выборе видов деятельности и обеспечении оптимальных условий для их формирования. Таким видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Оказывая решающее влияние на весь ход развития, игра позволяет решить широкий круг коррекционно-воспитательных задач. Правомерно утверждать, что уровень развития игровой деятельности ребенка во многом определяет не только характер и содержание других видов деятельности, но и успешность социальной адаптации детей в целом.

В процессе деятельности создаются особые условия для образного отражения окружающей действительности, реализации и накопления жизненного опыта ребенка. Осуществление направленного руководства деятельностью детей оказывает огромное влияние на их личностное развитие. Только на основе сформированной игровой деятельности оказывается возможным переход ребенка на более высокий уровень к обучению в школе, к овладению учебной деятельностью, к успешной социализации.

Программа включает три основных раздела: «Я и друзья», «Я и семья», «Я и Я». В первом разделе в центре внимания оказываются межличностные отношения ребенка, во втором – акцент ставится на важности воспитательного воздействия, в третьем – приоритеты отдаются формированию адекватного, продуктивного образа «Я в мире». Основная идея каждого раздела – работа не только изолированно с ребенком, но и с семьей, сверстниками, что должно способствовать пропаганде дефектологических знаний и формированию толерантности как наиважнейшей характеристики современного общества. Главным средством реализации целей и задач программы является игра, как специально организованная форма взаимодействия ребенка и взрослого.

Коррекционно-воспитательные задачи решаются в ходе организации и групповых форм работы (см. Приложение 6). На начальных этапах предпочтение отдавалось индивидуальным занятиям, и лишь потом происходило объединение детей в группу. Занятия проводились 2 раза в неделю по 20-30 мин. А затем стало возможным увеличение продолжительности до одного часа. Встречи с родителями осуществлялись один раз в неделю, содержание и форма работы определялись этапом коррекционного воздействия и индивидуальными пожеланиями родителей

Целостность программы достигается благодаря тесной связи разделов друг с другом. Залогом успешности воздействия является следование единым на протяжении всей работы принципам: деятельностный принцип, суть которого рассмотрена выше; принцип системности воздействия, т.е. наличие приоритета при разнонаправленности работы. Более того, коррекционный процесс должен носить развивающий характер, т.е. способствовать формированию новообразований и раскрытию потенциальных возможностей и перспектив.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Категория взаимодействия как теоретико- методологическая основа исследования отношений психических состояний и когнитивных процессов
При изучении взаимоотношений психических состояний и когнитивных процессов возникает ряд трудностей, решение которых определяет логику эмпирических исследований. На наш взгляд, наиболее важным является вопрос конъюнктивности двух психичес ...

Возрастная динамика онтогенеза грамматики
Формирование различных сторон языка (фонетики, лексики, грамматики) у ребенка дошкольного возраста протекает неравномерно и в определенной степени несинхронно, на различных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона. ...

Описание выбранных методик
В данном исследовании был использован Модифицированный и адаптированный вариант набора креативных тестов Вильямса (САР), а точнее, такие его методики, как Тест Дивергентного Мышления и Опросник личностных творческих характеристик.САР был ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru