Организация и методическое обеспечение

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Организация и методическое обеспечение

Страница 1

Целью и ориентиром исследования являлось проверка гипотезы, лежащей в основе всей работы, о широких возможностях использования игры как средства оптимизации процесса социальной адаптации детей с ЗПР дошкольного возраста. Именно это определяло и содержание и этапность реализации ключевых моментов экспериментальной работы. Выделяются 3 основных шага в направлении достижения поставленной цели: первичная диагностика; разработка и реализация коррекционной программы; вторичная диагностика, в основе которой лежит сравнительный анализ с результатами первого этапа. Примечателен тот факт, что выявление особенностей адаптации и решение ряда других исследовательских задач осуществлялось не изолированно и однонаправлено, а комплексно и разносторонне, т.е. работа велась не только с детьми с ЗПР, не только с их нормально развивающимися сверстниками, но и с родителями обоих категорий детей, что, в свою очередь, в известной степени определило успешность коррекционного воздействия. Подобный состав выборки не является случайным. Необходимость проведения коррекционной работы именно с таким контингентом испытуемых определяется концепцией Л.С. Выготского о сущности социальной реализации дефекта, о решающем влиянии на судьбу личности, в конечном счете, не дефекта самого по себе, а его социальной реализации. В свою очередь, социальная реализация определяется степенью зрелости общества в плане его отношения к нетипичности и готовности принятия и сотрудничества. Результатом же формирования терпимого отношения к трудностям других у детей массового детского сада и их родителей выступает сглаживание негатива в рамках социальной реализации дефекта детей с ЗПР и оптимизация в целом процесса социальной адаптации данной категории дошкольников.

Более того, работа с данной категорией испытуемых определялась и типом учреждения – детский сад комбинированного вида. В программе образовательного учреждения предусматриваются мероприятия по организации взаимодействия двух категорий детей в рамках совместных игр, развлечений и т.д. Благодаря этому работа с подобной выборкой гармонично влилась в коррекционный процесс, осуществляемый педагогическим коллективом детского сада, и способствовала реализации мероприятий, направленных на интеграцию детей с ЗПР в среду нормально развивающихся сверстников, предусмотренную программой образовательного учреждения.

Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения Ленинского района г. Барнаула детского сада комбинированного типа № 207, где находятся группы детей с задержкой и с нормой развития. Продолжительность экспериментальной работы составила 7 месяцев с ноября 2005г. по апрель 2006г., причем этап первичной диагностики был реализован в октябре, в течение 5 месяцев реализовывалась коррекционная программа, и апрель стал месяцем подведения итогов в рамках вторичной диагностики. Контингент испытуемых составили 2 группы: дети в возрасте 6-7 лет с заключением ПМПК на момент работы ЗПР; дети с нормой развития в возрасте 6-7 лет. Каждая группа составляла 20 человек. Кроме того, в работу были включены родители обоих категорий детей.

Раскрывая содержание экспериментального исследования необходимо несколько подробнее остановиться на рассмотрении сути каждого из 3-х его этапов.

Этап констатирующего эксперимента бы призван выявить актуальный уровень социального развития детей, и определить те проблемы и перспективы, которые имеют место быть в рамках данного процесса у дошкольников с ЗПР.

В каждой из сравниваемых категорий исследование проводилось с

использованием комплекса методик, в число которых вошли: беседа с детьми; анкетирование, проводимое с родителями; а также методики «День рождения», «Подари открытки», «Два дома».

Основным методом являлась беседа, которая позволяла выявить общий уровень осведомленности детей о себе и семье; характер социальных контактов; сформированность моральных норм и т.д. Беседа включала ряд вопросов анкетного характера и вопросы узкой, конкретной направленности (см. приложение 1). Отличием беседы с детьми массового детского сада являлось включение вопросов, направленное на выявление их знаний и отношений к детям с проблемами в развитии, а также степень готовности помочь и, более того, спрогнозировать собственное и чужое отношение, возможную реакцию на появление в группе подобного ребенка (см. Приложение 2).

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Что такое конфликты и какими они бывают
Прежде чем обсуждать технику разрешения конфликтов, следует разобраться в том что такое конфликт. Со словом конфликт ассоциируются такие малоприятные вещи, как “ссора”, “скандал”, “спор”, “выяснение отношений” и т.д. Ссоры и скандалы, бе ...

Роль добрачного периода в создании семьи
Психологи на протяжении многих лет пытались выяснить, каким образом люди выбирают брачного партнера. Однако единственным содержательным обобщением может стать признание того, что этот процесс намного сложнее, чем представляется на первый ...

Эффект «ожиданий»
Он реализуется в «имплицитных теориях личности», т.е. обыденных представлениях, более или менее определенно существующих у каждого человека, относительно связей между теми или иными качествами личности, относительно ее структуры, а иногда ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru