Организация и методическое обеспечение

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Организация и методическое обеспечение

Страница 1

Целью и ориентиром исследования являлось проверка гипотезы, лежащей в основе всей работы, о широких возможностях использования игры как средства оптимизации процесса социальной адаптации детей с ЗПР дошкольного возраста. Именно это определяло и содержание и этапность реализации ключевых моментов экспериментальной работы. Выделяются 3 основных шага в направлении достижения поставленной цели: первичная диагностика; разработка и реализация коррекционной программы; вторичная диагностика, в основе которой лежит сравнительный анализ с результатами первого этапа. Примечателен тот факт, что выявление особенностей адаптации и решение ряда других исследовательских задач осуществлялось не изолированно и однонаправлено, а комплексно и разносторонне, т.е. работа велась не только с детьми с ЗПР, не только с их нормально развивающимися сверстниками, но и с родителями обоих категорий детей, что, в свою очередь, в известной степени определило успешность коррекционного воздействия. Подобный состав выборки не является случайным. Необходимость проведения коррекционной работы именно с таким контингентом испытуемых определяется концепцией Л.С. Выготского о сущности социальной реализации дефекта, о решающем влиянии на судьбу личности, в конечном счете, не дефекта самого по себе, а его социальной реализации. В свою очередь, социальная реализация определяется степенью зрелости общества в плане его отношения к нетипичности и готовности принятия и сотрудничества. Результатом же формирования терпимого отношения к трудностям других у детей массового детского сада и их родителей выступает сглаживание негатива в рамках социальной реализации дефекта детей с ЗПР и оптимизация в целом процесса социальной адаптации данной категории дошкольников.

Более того, работа с данной категорией испытуемых определялась и типом учреждения – детский сад комбинированного вида. В программе образовательного учреждения предусматриваются мероприятия по организации взаимодействия двух категорий детей в рамках совместных игр, развлечений и т.д. Благодаря этому работа с подобной выборкой гармонично влилась в коррекционный процесс, осуществляемый педагогическим коллективом детского сада, и способствовала реализации мероприятий, направленных на интеграцию детей с ЗПР в среду нормально развивающихся сверстников, предусмотренную программой образовательного учреждения.

Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения Ленинского района г. Барнаула детского сада комбинированного типа № 207, где находятся группы детей с задержкой и с нормой развития. Продолжительность экспериментальной работы составила 7 месяцев с ноября 2005г. по апрель 2006г., причем этап первичной диагностики был реализован в октябре, в течение 5 месяцев реализовывалась коррекционная программа, и апрель стал месяцем подведения итогов в рамках вторичной диагностики. Контингент испытуемых составили 2 группы: дети в возрасте 6-7 лет с заключением ПМПК на момент работы ЗПР; дети с нормой развития в возрасте 6-7 лет. Каждая группа составляла 20 человек. Кроме того, в работу были включены родители обоих категорий детей.

Раскрывая содержание экспериментального исследования необходимо несколько подробнее остановиться на рассмотрении сути каждого из 3-х его этапов.

Этап констатирующего эксперимента бы призван выявить актуальный уровень социального развития детей, и определить те проблемы и перспективы, которые имеют место быть в рамках данного процесса у дошкольников с ЗПР.

В каждой из сравниваемых категорий исследование проводилось с

использованием комплекса методик, в число которых вошли: беседа с детьми; анкетирование, проводимое с родителями; а также методики «День рождения», «Подари открытки», «Два дома».

Основным методом являлась беседа, которая позволяла выявить общий уровень осведомленности детей о себе и семье; характер социальных контактов; сформированность моральных норм и т.д. Беседа включала ряд вопросов анкетного характера и вопросы узкой, конкретной направленности (см. приложение 1). Отличием беседы с детьми массового детского сада являлось включение вопросов, направленное на выявление их знаний и отношений к детям с проблемами в развитии, а также степень готовности помочь и, более того, спрогнозировать собственное и чужое отношение, возможную реакцию на появление в группе подобного ребенка (см. Приложение 2).

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности
Предметом самооценки могут стать физические данные, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений. Частных самооценок много, судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно к ...

Понятие социальной адаптации и дезадаптация ребенка
Изучением адаптации человека в коллективе и обществе занимаются ученые в психологии, социологии и педагогики. Среди них особо можно выделить И.А. Погодина, Г.М. Андрееву, В.М. Зубкову, Г.М. Сапожникову, Б.А. Кугана, А. М. Прихожан, А.В. М ...

Понятие нормативного и ненормативного кризисов семьи
Понятие «нормативный кризис» связано с термином «жизненный цикл семьи», который впервые ввели в 1948 г. Э. Дюваль и Р. Хилл. Авторы рассматривали жизненный цикл семьи как периодические изменения, происходящие в семье в зависимости от стаж ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru