Психологические особенности и качества дирижёрской деятельности

Материалы » Психологические особенности дирижёрской деятельности » Психологические особенности и качества дирижёрской деятельности

Страница 1

Деятельность дирижёра – одна из сложнейших в ряду музыкальных профессий. Кажущееся отсутствие трудностей, здесь, по словам Лео Гинзбурга, является источником величайших недоразумений [6, С.325]. «Проваливались», как дирижёры такие выдающиеся музыканты, как П. И. Чайковский, Н. А.Римский – Корсаков, С. И. Танеев, К. Н. Лядов, А. К. Глазунов, Р. Шуман, Б. Бриттен, Д. Б. Кабалевский, А. Хачатурян, Д. Д. Шостакович. Хорошие межличностные отношения с коллективом, помогают музыкантам и дирижёру быть в хорошем контакте и увлечённо служить своему искусству.

Дирижёрская деятельность представляет собой объединение рационального и эмоционального подхода, она многофункциональна и представляет собой целый комплекс деятельностей, в который входит: интерпретационная (аналитическая), исполнительская (эвристическая), управляющая (реализующая), репетиционная (педагогическая) и организующая. Перед дирижёром постоянно возникает практическая необходимость в осуществлении не только художественных, но и ряда внемузыкальных задач и функций, присущих всем видам человеческой деятельности. В первую очередь это относится к механизмам общения, коммуникации и психических воздействий.

Идентификация – особый психический процесс, который близок к использоваемому в театральном искусстве понятию «перевоплощение». Дирижёр идентифицируется в своих внутренних действиях в данную образную сферу, но отождествляя себя с определёнными образами, он должен в первую очередь являться руководителем исполнения. Поэтому, именно совокупная целостность образно-эмоциональных и регулирующих действий, их двуединство и позволяет передать не только внешнюю форму, структуру произведения, но и содержание музыки [3]. Для успешной деятельности дирижёра исключительно важно, чтобы в дирижёре совмещались функции официального руководителя и социально – психологические качества лидера.

Б.Д. Парыгин [1, С. 121] предлагает типологию лидеров по следующим особенностям:

а) по содержанию;

б) по стилю;

в) по характеру их деятельности.

По содержанию деятельности он разделяет лидеров на три типа:

ü лидер-вдохновитель, разрабатывающий программу деятельности (в театре это художественный руководитель);

ü лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной или намеченной программы (главный дирижёр);

ü лидер, являющийся одновременно вдохновителем и организатором (совмещение в одном лице обеих функций).

По стилю руководства:

ü авторитарный,

ü демократический,

ü совмещающий в себе элементы того и другого стиля.

По характеру деятельности:

ü универсальный, т. е. лидер, проявляющий свои качества постоянно;

ü ситуативный, проявляющий их лишь в определённой, специализированной ситуации.

Воспитание сплочённого музыкального коллектива – это задача, которая встаёт перед многими дирижёрами хоров и оркестров; решение этой задачи помимо музыкальных проблем включает в себя и некоторые психологические, связанные с закономерностями общения людей друг с другом.

Психологические особенности руководителя и их отражение в деятельности рассматривались многими психологами.

Так Курт Левин [1, С.124] делит руководителей на три типа:

1) авторитарный тип – указания даются в категорической форме и не подлежат обсуждению;

2) безразличный тип – руководитель почти не вмешивается

в дела, отчего создаётся анархическая обстановка;

3) демократический тип – руководитель советуется

с подчинёнными, считается с их мнением.

А. А. Бодалев [1] по особенностям стиля руководства разделил воспитателей условно, примерно на такие же типы:

1) автократический;

2) либеральный;

3) демократический.

Но самое важное в исследовании Бодалева заключается в том, что стиль руководства является лишь одним из проявлений психического склада воспитателя. На самом деле он отражается и в восприятии других людей, их оценке и особенностях общения, что проявляется и в деятельности дирижёра. Так, дирижёры автократического типа переоценивают свою роль в подготовке программы. Оценка профессиональных качеств оркестра как коллектива у них всегда занижена, к отдельным оркестрантам они относятся свысока, характер замечаний у них директивный. Недостаточная самокритичность приводит к тому, что неполадки в ансамбле и строе они относят за счёт оркестра. Как правило, дирижёры этого типа не отличаются гибкостью в аккомпанементе. Часто они являются главными дирижёрами, однако, несмотря на идеальную дисциплину и высокий уровень квалификации руководимых ими коллективов, творческая отдача оркестрантов чаще ниже их возможностей, а исполнение отличается определённой скованностью и академическим холодком.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Изучение творческих способностей в психологии
Проблема диагностики и развития творческих способностей — одна из центральных проблем психологии творчества. Она имеет достаточно долгую историю и не слишком счастливую судьбу. Хотя природа художественного таланта интересовала мыслителей, ...

Психологическая поддержка личностного развития студентов
В многообразии нынешних кризисов, материальных и духовных, менее заметен, но не менее страшен кризис психологии человека. Проблема полноценной психической жизни человека встаёт особенно остро. Всё это ставит перед нами задачу выработки ме ...

Краткое описание ПТСР
Согласно МКБ-10 (принятая в 1995 году десятая редакция Международного классификатора болезней, – основного диагностического стандарта в европейских странах, включая РФ), вслед за травмирующими событиями, которые выходят за рамки обычного ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru