Семейная ситуация развития девиантных подростков

Материалы » Девиантное поведение подростков » Семейная ситуация развития девиантных подростков

Страница 1

Семья - это первый социальный институт в жизни ребенка. Для подростков семья должна осуществлять следующие функции:

1. источник эмоциональной поддержки;

2. носитель властных полномочий и "распорядитель" жизненных благ;

3. пример для подражания (то есть носитель совокупности эмоционально-когнитивных особенностей, мировоззренческих и ценностных установок, а также соответствующих поведенческих паттернов, репертуаров и стратегий обычно применяемых как в различных ситуациях как внутри семьи, так и вне ее);

4. источник жизненного опыта (то есть всей феноменологии, связанной с реализацией вышеуказанных поведенческих паттернов и стратегий, в виде совокупности целей, связанных с ними действий и полученных результатов, а также сделанных на основе этой феноменологии "эмпирических обобщений").

Благополучное протекание подросткового возраста очень во многом зависит от того, насколько полно эти функции реализуются. При определенных нарушениях взаимодействия между подростком и семьей реализация может давать "сбои", что способно повлечь за собой различные по тяжести и последствиям дезадаптивные состояния. При этом чаще всего каждое из нарушений негативно сказываться сразу на нескольких функциях.

1. Девиантное поведение старших подростков возникает в дисфункциональной семье, которая по своей природе задаёт кризисное прохождение подростком критического возрастного периода.

2. Семейная дисфункция определяется не только сбалансированностью семьи по параметрам сплочённости и гибкости, но и характером взаимоотношений в семье, содержанием межличностных конфликтов, способами их разрешения, родительскими установками отца и матери.

3. Девиантное поведение старшего подростка может рассматриваться как форма протеста против нарушенных взаимоотношений и конфликтной ситуации в семье, против воспитательных воздействий родителей, и этот протест можно с полным основанием рассматривать как активную форму личностной защиты.

4. Семья, как хорошо функционирующая система, не только сама развивается в критический период развития подростка, но и создаёт условия для развития его личности.

5. Конструктивному прохождению подростком критического периода развития способствует установления в семье диалога как формы межличностного общения.

6. Для удовлетворения актуальных потребностей старшего подростка важно, чтобы родители соблюдали меру вовлечённости и доминирования в семейных взаимоотношениях, чтобы их родительские установки были согласованы между собой и соответствовали возрастным особенностям подростка.

Отмечается, что одной из основных причин девиантного поведения подростков является неправильное воспитание детей и подростков в семье. "Трудный" подросток, как правило живет в "трудной" семье.

Л.С. Алексеева различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная, асоциальная. Г.П. Бочкарева в основу классификации неблагополучных семей кладет содержание переживаний ребенка, его благополучие:

- o семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны к своим детям, подавляют их волю;

- o семьи, в которых нет эмоционального контакта между ее членами, безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Диагностика восприятия, памяти и мышления
Исследование развития восприятия. Характерные ошибки при обследовании предметов заключаются в том, что дети не умеют выделять информативных точек и рассматривают весь предмет целиком. Поэтому восприятие занимает длительное время, а систе ...

Эмоциональное выражение любви у мужчины и женщины
Говорят, что любовь есть состояние сродни умопомешательству, и это утверждение справедливо прежде всего для мужчин. Мужчины напичканы тестостероном по горло, и он толкает их в стадию страстного влечения любви. Во время этой стадии мужчины ...

Анализ интеллектуального развития Д.Векслера
Давид Векслер [8] сделал весьма значимый шаг в анализе развития интеллекта. Он начал рассматривать его со стороны структурного образования. Интеллект он обозначал, как способность действовать целенаправленно, эффективно осуществлять взаим ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru