Семейная ситуация развития девиантных подростков
Семья - это первый социальный институт в жизни ребенка. Для подростков семья должна осуществлять следующие функции:
1. источник эмоциональной поддержки;
2. носитель властных полномочий и "распорядитель" жизненных благ;
3. пример для подражания (то есть носитель совокупности эмоционально-когнитивных особенностей, мировоззренческих и ценностных установок, а также соответствующих поведенческих паттернов, репертуаров и стратегий обычно применяемых как в различных ситуациях как внутри семьи, так и вне ее);
4. источник жизненного опыта (то есть всей феноменологии, связанной с реализацией вышеуказанных поведенческих паттернов и стратегий, в виде совокупности целей, связанных с ними действий и полученных результатов, а также сделанных на основе этой феноменологии "эмпирических обобщений").
Благополучное протекание подросткового возраста очень во многом зависит от того, насколько полно эти функции реализуются. При определенных нарушениях взаимодействия между подростком и семьей реализация может давать "сбои", что способно повлечь за собой различные по тяжести и последствиям дезадаптивные состояния. При этом чаще всего каждое из нарушений негативно сказываться сразу на нескольких функциях.
1. Девиантное поведение старших подростков возникает в дисфункциональной семье, которая по своей природе задаёт кризисное прохождение подростком критического возрастного периода.
2. Семейная дисфункция определяется не только сбалансированностью семьи по параметрам сплочённости и гибкости, но и характером взаимоотношений в семье, содержанием межличностных конфликтов, способами их разрешения, родительскими установками отца и матери.
3. Девиантное поведение старшего подростка может рассматриваться как форма протеста против нарушенных взаимоотношений и конфликтной ситуации в семье, против воспитательных воздействий родителей, и этот протест можно с полным основанием рассматривать как активную форму личностной защиты.
4. Семья, как хорошо функционирующая система, не только сама развивается в критический период развития подростка, но и создаёт условия для развития его личности.
5. Конструктивному прохождению подростком критического периода развития способствует установления в семье диалога как формы межличностного общения.
6. Для удовлетворения актуальных потребностей старшего подростка важно, чтобы родители соблюдали меру вовлечённости и доминирования в семейных взаимоотношениях, чтобы их родительские установки были согласованы между собой и соответствовали возрастным особенностям подростка.
Отмечается, что одной из основных причин девиантного поведения подростков является неправильное воспитание детей и подростков в семье. "Трудный" подросток, как правило живет в "трудной" семье.
Л.С. Алексеева различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная, асоциальная. Г.П. Бочкарева в основу классификации неблагополучных семей кладет содержание переживаний ребенка, его благополучие:
- o семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны к своим детям, подавляют их волю;
- o семьи, в которых нет эмоционального контакта между ее членами, безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
Еще по теме:
Вывод
Агрессия человека выражается по разным причинам, и его агрессия бывает разных характеров проявления.
Вообще агрессивность человека это его животный инстинкт, который, как и все инстинкты, остался в наследственность с древнейших времен. А ...
Познавательная сфера младшего школьника
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. В отличие от ребенка – дошкольника, школьнику приходится учитывать такие свойства вещей, которые отражаются и фиксируются в форме подлинно научных знаний. Завершается ...
Теоретическая модель умственного развития
А. и Н. Кауфманов
Наиболее значимым выражением данного подхода является теоретическая модель умственного развития, которая была разработана Аркадием и Николаем Кауфманами [4]. Согласно авторам, существуют 2 базисных типа переработки информации: сукцессивны ...