Этапы формирования функциональной асимметрии полушарий и периодизация возрастного развития психики

Материалы » Развитие психики в онтогенезе » Этапы формирования функциональной асимметрии полушарий и периодизация возрастного развития психики

Существующее многообразие представлений о периодизации развития психики, очевидно, может быть объединено на базе физиологического подхода. По нашему мнению, этапность развития функциональной асимметрии полушарий (ФАП) в онтогенезе является ведущим фактором, объясняющим закономерности возрастной динамики психического развития. При этом целесообразно рассматривать ФАП не только в аспекте межполушарных отношений (латеральная, качественная асимметрия), но и внутриполушарных взаимодействий (интегральная, количественно-топографическая асимметрия) в рамках синтетической доминантной модели межполушарного взаимодействия. Созревание ФАП представляется одним из узловых моментов изменения на разных этапах онтогенеза межцентральных отношений, выступающего в роли ведущего механизма возрастного развития психики. Формирование ФАП имеет несомненную связь с возрастными особенностями восприятия и мышления, лежащими в основе формирования типологических особенностей личности, в т.ч. с развитием индивидуально-типического когнитивного стиля (как предпочитаемых перцептивных стратегий, так и стратегий обработки информации), с развитием интеллектуального стиля, а также более широко - с формированием индивидуального стиля деятельности, тесно связанного с типологическими свойствами нервной системы. Объединяя перечисленные типологические деления различных ВПФ в рамках целостной индивидуально-типологической ментальной стратегии, представляется возможным связать ее формирование, параллельное развитию ФАП, с формированием юнговских личностных типов Аналогично ведущей деятельности, определяющей развитие психики ребенка в каждый возрастной период (А.Н. Леонтьев [10]), в аспекте формирования ФАП можно рассматривать ведущее в развитии на данный период полушарие.

Еще по теме:

Понятие и сущность конфликта
Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды . В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, ...

Анализ результатов констатирующего эксперимента
Имеющийся у ребенка запас знаний и представлений об окружающей действительности определяет его кругозор, и в известной мере социальную адаптацию, на которой, кроме всего прочего, сказывается и общая активность ребенка в установлении социа ...

Механизмы и модели агрессии
Существует несколько моделей агрессии, такие как: Морфологическая модель, Нейрональная модель, Биологическая модель, Социально-психологическая модель и психологическая модель. Далее я хочу по подробней расписать про каждую модель. Морфол ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru