Этапы формирования функциональной асимметрии полушарий и периодизация возрастного развития психики
Существующее многообразие представлений о периодизации развития психики, очевидно, может быть объединено на базе физиологического подхода. По нашему мнению, этапность развития функциональной асимметрии полушарий (ФАП) в онтогенезе является ведущим фактором, объясняющим закономерности возрастной динамики психического развития. При этом целесообразно рассматривать ФАП не только в аспекте межполушарных отношений (латеральная, качественная асимметрия), но и внутриполушарных взаимодействий (интегральная, количественно-топографическая асимметрия) в рамках синтетической доминантной модели межполушарного взаимодействия. Созревание ФАП представляется одним из узловых моментов изменения на разных этапах онтогенеза межцентральных отношений, выступающего в роли ведущего механизма возрастного развития психики. Формирование ФАП имеет несомненную связь с возрастными особенностями восприятия и мышления, лежащими в основе формирования типологических особенностей личности, в т.ч. с развитием индивидуально-типического когнитивного стиля (как предпочитаемых перцептивных стратегий, так и стратегий обработки информации), с развитием интеллектуального стиля, а также более широко - с формированием индивидуального стиля деятельности, тесно связанного с типологическими свойствами нервной системы. Объединяя перечисленные типологические деления различных ВПФ в рамках целостной индивидуально-типологической ментальной стратегии, представляется возможным связать ее формирование, параллельное развитию ФАП, с формированием юнговских личностных типов Аналогично ведущей деятельности, определяющей развитие психики ребенка в каждый возрастной период (А.Н. Леонтьев [10]), в аспекте формирования ФАП можно рассматривать ведущее в развитии на данный период полушарие.
Еще по теме:
Психологические особенности младших школьников
психологический школьник учебный эмоциональный
Прежде чем перейти к рассмотрению психологических особенностей младших школьников необходимо дать определение, что же такое младший школьный возраст.
По мнению Крутецкого В.А. младшим школь ...
Общие принципы лежащие в основе интерпретации рисунков
Для более качественного анализа рисуночного материала необходимо руководствоваться рядом положений и придерживаться некоторых правил.
Прежде всего, весь процесс работы над рисунками должен быть построен таким образом, чтобы он мог способ ...
Понятие мотивации в зарубежной психологии
В бихевиористских теориях
поведение рассматривается через схему "стимул реакция". Собственно направление поведения определяется энергией стимула. Для бихевиористов проблема мотивации не существенна, так как, с их точки зрения, ...