Влияние отношения и оценки взрослых на развитие общения детей старшего дошкольного возраста в работах отечественных ученых

Материалы » Влияние отношения и оценки взрослых на развитие общения детей старшего дошкольного возраста в работах отечественных ученых

Общение присуще всем высшим живым существам, но на уровне человека оно становится особенным и опосредованным речью. Общение состоит из содержания, цели и средства, как пишет Р.С. Немов. Содержание – это информация, которая передается от человека к человеку и является средством межличностной настройки. Человеческое общение многопредметно по своей сути является самым разнообразным по своему содержанию.

Цель общения – то, ради чего люди активны по отношению друг к другу.

К средствам общения относят способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе взаимодействия. Например, с помощью телесных контактов. Так же информация может передаваться и восприниматься на расстоянии, через анализаторы, к примеру, взгляд, улыбка и тому подобное.

На ряду с этим, есть и другие способы ее (информации) передачи: язык и другие знаковые системы, письменность, технические средства записи, передачи и хранении информации.

По «Российской педагогической энциклопедии» «общение - взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка.»

Лишь во взаимодействии с другими людьми возможны усвоение детьми общественно - исторического опыта людей. Недостаток и ограничение общения заметно нарушают дальнейшее развитие ребёнка. Неоспоримо то, что основание личности ребенка закладывается в семье, которая играет роль первой школы его воспитания. Весь быт, поведение, ценностные установки, устои взрослых окружают ребенка с рождения, влияя на его будущие модели поведения, его собственные убеждения, потребности, отношения и установки. Существуют особые закономерности развития общения, однако, существуют и его проблемы.

По Л. С. Выготскому все высшие психические функции человека сначала формируются как внешние, то есть, в реализации которых участвуют как минимум два субъекта, постепенно с помощью интериоризации («переход из внешней для организма среды во внутреннюю» [ 7 ] ) ставятся внутренними.

Взгляды Выготского развивались его учениками, что привело к созданию концепции детского развития как присвоения ребенком общественно - исторического опыта в процессе взаимодействия со взрослыми.(А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.)

Актуальность проблемы развития общения у старших дошкольников в настоящее время не утрачена, и вряд ли потеряет свое значение. Эта проблема мало изучена в пределах нашей страны, но имеет достаточно важное значение, так как формирование личности ребенка со своим мировоззрением будет во многом зависеть от окружения и его влияния на ребенка. На это указывает Л.С. Выготский: каждый ребенок - часть социального момента, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживания и деятельность его самого.

Мухина В.С. выделяет игру как ведущую деятельность дошкольного возраста, и говорит, что не маловажное значение имеет для ребенка отношение к нему взрослых и сверстников. Он нуждается в общении, и его дефицит сказывается на поведении дошкольника.

Абрамова Г.С. сводит период старшего дошкольного возраста к 5 – 7 годам и отмечает, что проблемы в развитии общения чаще всего обуславливаются психологическими причинами

Дубровина И.В. выделяет, что именно поведение является показателем внутреннего состояния ребенка. Отклонения или расстройства во внешних проявлениях (агрессия, вспыльчивость, пассивность) в основном зависит от проблем в общении как с взрослыми, так и со своими сверстниками.

Однако, именно проблема развития общения фактически не раскрыта в настоящее время и поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Я могу предположить, что причиной этому недостатку послужила узкая постановка проблемы. Но степень развитости не является показателем ее значимости.

Еще по теме:

Психологические особенности младших школьников
психологический школьник учебный эмоциональный Прежде чем перейти к рассмотрению психологических особенностей младших школьников необходимо дать определение, что же такое младший школьный возраст. По мнению Крутецкого В.А. младшим школь ...

Вторая сигнальная система
У человека есть первая и вторая сигнальные системы, у животных – только первая. Представление о сигнальных системах человека и животных обосновал И.П.Павлов. Первая сигнальная система – это система организма, обеспечивающая формирование ...

Понятие умственная отсталость
Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкое нарушение психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и в перву ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru