Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского

Материалы » Влияние отношения и оценки взрослых на развитие общения детей старшего дошкольного возраста в работах отечественных ученых » Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского

Страница 1

Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский предложил разделить периоды жизни на кризисы, на которые приходится период наиболее благоприятной реализации какой либо функции или способности.

Выяснено, что ребенок при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту резко меняется и с ним все труднее найти общий язык, чем прежде. Этот период можно обозначить, как трактует Выготский, переходным. Ребенок находится на грани, в смятении, - он еще не школьник, но уже не дошкольник.

Ребенок утрачивает в 7 лет свою детскую непосредственность. «Переживания ребенка, его желания и выражение желаний, т. е. поведение и деятельность, обычно представляют у дошкольника еще недостаточно дифференцированное целое. У нас все это сильно дифференцированно, поэтому поведение взрослого человека не производит впечатления столь непосредственного и наивного, как поведение ребенка» [1, 179 с.].

Когда происходит вступление в кризис, ребенок становится немного непонятным в своем поведении, он не столь наивен как прежде.

Этот возраст, как отмечает Выготский, является переходным моментом не только в психологическом плане, но и в физиологическом, - это смена зубов, ребенок заметно подрастает.

Дети начинают показывать свои манеры, капризы, становятся немного нелепыми, появляется вычурность и манерность, «какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута. …. Почему бросается в глаза такое немотивированное паясничанье? Когда ребенок смотрит на самовар, на поверхности которого получается уродливое изображение, или строит гримасы перед зеркалом, он просто забавляется. Но когда ребенок входит изломанной походкой в комнату, говорит писклявым голосом — это не мотивировано, это бросается в глаза» [1, 180 с.]. Таким поведением ребенок скорее вызовет возмущение, нежели смех.

«Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка» [1, 180 – 181 с.].

Ощущение своих внутренних потребностей, значение каких – либо предметов заставляет ребенка выражать их речью. Речь, играющая роль общения, становится необходимым приобретением, что бы выразить свое внутреннее состояние. Любое слово не обозначает какой – либо отдельный предмет, а являет как бы синтезом, обобщением внутренних процессов.

1) Переживания становятся осмысленными (когда ребенок сердится, то он понимает, что именно сердится), благодаря чему возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний. Отсюда Выготский делает вывод, что к семи годам у ребенка начинается перестройка характера.

2) Переживания впервые обобщаются. Лев Семенович называет это аффективным обобщением, логикой чувств. Это возникает уже у ребенка школьного возраста, - с ним много раз случалась какая – то ситуация, его переживания обобщаются, характер которых относится к одному и тому же переживанию. «Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет» [1, 184 с.].

Дошкольник конечно любит себя, но самолюбие не является обобщенным отношением к себе. Оно проявляется одинаково в разных ситуациях, «но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет»[1, 184 с.].

Выготский называет новыми приобретениями самолюбие и самооценку, манерничанье и кривляние - симптомами кризиса.

Переживания ребенка Выготский берет за простейшую единицу личности и среды. Переживание он предлагает понимать как внутреннее отношение ребенка к какому - либо проявлению окружающей действительности. Любое переживание - всегда переживание чего-нибудь.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru