Психологические аспекты процесса общения. Общение как особый вид деятельности

Материалы » Выявление возможностей коррекции общения детей 5–6 лет в условиях детского сада » Психологические аспекты процесса общения. Общение как особый вид деятельности

Страница 1

В отечественной и зарубежной психологической и педагогической литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблем взаимоотношение дошкольников со сверстниками. Для нас представляет интерес подход к проблеме общения, у истоков которого стоят такие выдающиеся отечественные исследователи, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие. Эти ученые рассматривают процесс общения не как пассивные реакции, а как активные действия, с помощью которых ребенок стремится передать другим людям и получить от них определенную информацию, согласовать свои действия с окружающими, удовлетворить свои материальные и духовные потребности. Возникновение общения в этой интерпретации состоит в переходе от реактивности к активности, от реакций – к актам, деятельности. Далее мы будем рассматривать общение в контексте данного подхода.

Общение как особый вид деятельности удовлетворяет специфическую потребность человека во взаимодействии с другими людьми. Как показали исследования Л.С. Выготского, которые затем подтверждены многочисленными экспериментальными работами других авторов, общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний и умений; оно также детерминирует структуру сознания, определяет опосредованное строение высших, специфически человеческих психических процессов.

Общение составляет необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознание. Уже В.Н. Мясищевым (1940) личность была раскрыта как сложная система отношений, развивающаяся в процессе ее деятельности и общения с другими людьми. Личность формируется в системе общественных отношений, в которые она включена посредством деятельности общения.

В психологии деятельность принято рассматривать как:

¶ специфический вид человеческой активности

¶ некоторые субъектно-объектные отношения, в которых человек – субъект определенным образом относится к объекту, овладевает им.

Интерпретируя общение как деятельность, мы опираемся на концепцию, разработанную А.Н. Леонтьевым и развиваемую в работах А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. Общение мы рассматриваем как особого рода коммуникативную деятельность, в процессе которой складываются субъектно-субъектные отношения, поскольку каждый ее участник выступает субъектом, проявляет активность, адресующуюся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе.

Применив общую концепцию А.Н. Леонтьева (1976), М.И. Лисина пришла к следующим выводам:

1) Общение как всякая деятельность предметно. Предметом или объектом деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности.

2) Подобно всякой другой деятельности общение направлено на удовлетворение особой потребности человека. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей. Поскольку такое знание тесно переплетается с отношением к другим людям, можно говорить, что потребность в общении есть стремление к оценке и самооценке.

3) Коммуникативными мотивами является то, ради чего предпринимается деятельность. Это означает, что мотивом деятельности общения является партнер по общению. Развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка: в активной деятельности, в признании и поддержке. На этой основе следует выделять основные категории мотивов общения – познавательные, деловые и личностные.

4) Общение протекает в форме действий. Действия общения – единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории общения – инициативные акты и ответные действия.

5) Задачами общения являются цели, на достижение которых направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой.

6) Средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляют действия общения.

Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операционно-техническую и внутреннюю, глубинную, затрагивающую личностно-смысловые пласты.

С точки зрения М.И. Лисиной, функциями общения в жизни человека становятся (в соответствии с содержанием общения):

1) организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата),

2) формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений),

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Особенности общего развития в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст - период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир ...

Социально-психологический феномен лидерства
Лидерство это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Лидер же - это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действ ...

Барьеры массовой коммуникации
Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, тех ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru