Поведение детей старшего дошкольного возраста как форма отражения отношений с взрослыми в работах И.В. Дубровиной

Материалы » Влияние отношения и оценки взрослых на развитие общения детей старшего дошкольного возраста в работах отечественных ученых » Поведение детей старшего дошкольного возраста как форма отражения отношений с взрослыми в работах И.В. Дубровиной

Страница 1

Дубровина Ирина Владимировна – доктор психологических наук, профессор, академик РАО, возглавляет лабораторию научных основ детской практической психологии Психологического института РАО.

Ряд особенностей поведения является нормальным только для детей определенного возраста. Например, если младенец не умеет пока терпеть и мочит пеленки, то это мало тревожит родителей, но для ребенка 10 лет такие случаи являются патологией.

В вопросах, связанных с половыми различиями в старшем дошкольном возрасте поведение, как мальчиков, так и девочек, совпадает во многом. Это нормально. В тех случаях, когда у мальчика встречается полное соответствие с поведением девочки, считается расстройством половой принадлежности.

Достаточно часто встречаются различные припадки, страхи, и другие отклонения в поведении. Но такие расстройства у детей бывают длительными. Они могут длиться месяцами, или даже годами. Такое сохранение этих состояний встречается редко, но они должны насторожить взрослых.

Временные изменения в поведении и эмоциональном состоянии ребенка, как отмечает И.В. Дубровина, - явление обычное и нормальное. Потому что развитие происходит неравномерно и не плавно, а сменяется то критическими, то сенситивными периодами, я бы сказала, скачкообразно. Однако все эти явления и колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребенка. Например, регрессом в поведении многие дети реагируют на появление младшего брата или сестры, а возрастание тревожности - на перемену детского сада или группы. Сам стресс усиливает имеющиеся у ребенка эмоциональные или поведенческие трудности.

Разграничение нормального и ненормального поведения не может быть абсолютным. Поведение должно оцениваться с точки зрения норм его непосредственной социокультурной среды. Различия в культуре в обществе серьезно влияют на вариации нормального поведения.

Отдельные реакции встречаются намного чаще, чем целый их ряд одновременно. Особого внимания требует ребенок с множественными эмоциональными и поведенческими расстройствами, в особенности, если они одновременно касаются разных сторон его психической жизни.

Одни симптомы можно объяснить плохим воспитанием ребенка, другие – психическим расстройством. Например, грызение ногтей может встречаться как у нормально развивающихся детей, так и у детей с психическими расстройствами (к примеру, невроз). Обычно плохие взаимоотношения со сверстниками чаще связаны именно с психическим расстройством и поэтому требует более пристального внимания.

Умеренные, редко возникающие симптому нарушения поведения для детей более обычны, чем часто повторяющиеся расстройства. Необходимо проследить как часто и насколько длительно они проявляются.

Анализируя детское поведение, следует сравнивать его проявления не только с теми чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребенка. Следует относиться внимательно к изменениям в поведении ребенка, которые трудно объяснить законами нормального развития и созревания.

Принято считать, что симптом, проявление которого не зависит от какой бы, то ни было ситуации, отражает более серьезное расстройство, чем симптом, возникающий только в определенной обстановке.

Таким образом, решая вопрос об отклонении поведения ребенка от нормы, следует принимать во внимание комбинацию всех вышеназванных критериев.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии детей дошкольного возраста. Среди них можно выделить нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи). Подчеркнем еще раз, что работа с детьми, имеющими те или иные неврологические отклонения, не входит в компетенцию практического психолога, ибо требует специальных профессиональных знаний в области медицины и детской психиатрии. Однако психолог должен уметь дифференцировать подобные случаи, для того чтобы своевременно направить ребенка к психоневрологу.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Вторая сигнальная система
У человека есть первая и вторая сигнальные системы, у животных – только первая. Представление о сигнальных системах человека и животных обосновал И.П.Павлов. Первая сигнальная система – это система организма, обеспечивающая формирование ...

Понятие социальной адаптации мигрантов
С научной точки зрения понятие «адаптация» традиционно является одним из основных компонентов категориальной системы современной социологической науки. В социологическом анализе социальной адаптации особенно выделяются работы по теории и ...

Мера устойчивости индивидуального стиля деятельности
Относительно устойчивый ИСД может сложиться у человека тогда, когда он будет обладать относительно устойчивыми свойствами индивидуальности. Как показывают исследования в области психологии развития, интегральная индивидуальность складывае ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru