Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С.Мухиной

Материалы » Влияние отношения и оценки взрослых на развитие общения детей старшего дошкольного возраста в работах отечественных ученых » Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С.Мухиной

Страница 1

Мухина В.С. пишет, что в дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности - «игра вызывает качественные изменения в психике ребенка», сам процесс игры «…носит знаковый (символический) характер» [3, с. 115]. Она утверждает – именно в игре можно обнаружить формирующуюся знаковую функцию сознания ребенка. «Игровые заместители» предметов могут сильно отличаться с ними, но не должны искажать реальных свойств предметов. Таким образом, ребенок достаточно избирательно действует в выборе замещения реальных на игровые аналоги.

Валерия Сергеевна Мухина отмечает, что применяя коня или страшного зверя, в основном это реальные люди – родители, учителя, воспитатели, люди в профессии. Вместе с тем, ребенок получает обязанности по отношению к окружающим, он чувствует, что если взял на себя какую-то роль, то обязан выполнять то, что ей и свойственно. «Роль в сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры». [3, с. 116].

В ролевой игре дети отражают окружающую их действительность.

«Содержанием ролевой игры у старших дошкольников становится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли» [ 3 ].

Мухина В.С. отождествляет игрушки со средством «взаимодействия на нравственную сторону личности ребенка». «Кукла – объект для общения во всех его проявлениях, партнер по общению в игре ребенка». [3, с. 127] Но существуют так называемые агрессивные игрушки, цель которых – воспитать в ребенке садистские наклонности. Но, разрешенные ребенку проявления насилия, даже в игровой форме, могут сформировать холодную отчужденность, снять человеческие запреты на жизнь и достоинство человека, сформировать отношение к другому человеку как к безличному и не имеющему ценности существу.

Условия развития старшего дошкольника значительно выше, по сравнению с этапом младенчества. От ребенка теперь уже требуется соблюдение правил поведения, норм и морали в обществе. Растущие возможности познания действительности выводят ребенка за рамки общения с родными и близкими, становятся доступными для начального усвоения тех форм взаимоотношений, которые встречаются между взрослыми в серьезных видах деятельности, таких как учебная и трудовая. Ребенок-дошкольник учится считаться с мнением и интересами своих сверстников, согласованию с ними своих действий, включению в совместную деятельность.

Основное влияние взрослый оказывает на ребенка путем организации усвоения норм морали. Они (нормы) усваиваются детьми под воздействием образцов – прежде всего, сами взрослые, их поведение и взаимоотношения. Особое значение имеют непосредственно его близкие и родные. Ребенок может им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку окружающей действительности, наблюдает труд других людей, слушает рассказы, сказки, стихи. «В качестве образца для него выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих». [3, с. 157]

В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается усвоение правил взаимоотношений с другими детьми. Это приводит к тому, что часто приходится учитывать мнение и точку зрения товарища. Детям это дается нелегко, и нередко относятся к этому формально. Освоение правил происходит в результате опыта, получаемого детьми в практике изменения, нарушения и восстановления тих правил.

К старшему дошкольному возрасту выполнение правил по привычке сменяется сознаваемым выполнением, которое основывается на понимании их значимости. В этот период ребенок и сам подчиняется правилам, и следит за их выполнением другими детьми.

Огромное значение имеет развитие у дошкольников чувства гордости и стыда. Они и заставляют ребенка соотносить свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых. Дошкольник испытывает гордость не только потому, что выполняет какие – либо действия, одобряемые взрослыми, но и потому что обнаруживает в себе положительные качества, например, смелость или правдивость.

Чувство стыда у дошкольника возникает тогда, когда он обнаруживает, что поступил не так, как от него ожидали, например, нарушил правила, проявил трусость, грубость, жадность и так далее.

У детей 6-7-ми лет сохраняется эмоциональная зависимость от взрослого. Поведение взрослого значительно отражается на поведении ребенка.

Так, в случае, если взрослый не расположен к ребенку, то он (ребенок) замыкается в себе, становится скованным, не активным, неуверенным, и даже агрессивным. В таком случае дети становятся вялыми, безразличными, способны бросить начатую деятельность. Однако другие дети могут увеличить темп своей деятельности, но ее продуктивность резко снижается. Демонстративный негатив со стороны взрослого, вызывает у ребенка соответствующие реакции: он либо пытается преодолеть этот барьер отчуждения и установить контакт со взрослым, либо замыкается в себе и стремиться избежать общения.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Промежуточная ступень гениальности - маттоиды
Маттоидами Чезаре Ломброзо называет разновидность, составляющую промежуточное звено, переходную ступень между гениальными безумцами, здоровыми людьми и собственно помешанными и обладающими при этом каким-либо исключительным умением. Это ...

Вторая сигнальная система
У человека есть первая и вторая сигнальные системы, у животных – только первая. Представление о сигнальных системах человека и животных обосновал И.П.Павлов. Первая сигнальная система – это система организма, обеспечивающая формирование ...

Виды психической деятельности
Открытие И.П.Павловым условных рефлексов было первым шагом в изучении психической деятельности человека. Психическая деятельность – это идеальная субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологичес ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru