Когнитивные стили Г.Уиткина и Дж. Кагана
Классификация когнитивных стилей [9] Г. Уиткина и Дж. Кагана получили наибольшее распространение. Полезависимый и поленезависимый, такие два когнитивных стиля выделил Г. Уиткин. При этом он основывался на различиях в организации воспринимаемой информации и в её восприятии. Для субъектов, которые он назвал полезависимыми, характерно принятие ситуации как она и есть. Напротив, для поленезависимые субъекты характеризуются интерпретацией и переструктурированием ситуации окружающей действительности. Поленезависимые субъекты сензитивны к абстрактным принципам и к идеям, в то время как полезависимые субъекты предпочтительны к социальным ситуациям. Можно привести пример на такие субъекты. Поленезависимые студенты-психологи предпочитают заниматься экспериментальной психологией, а полезависимые студенты-психологи – в клинической психологии, работая в психиатрической практике. Также когнитивный стиль может устанавливаться при решении задач разного типа, например, задач, где нужно выделить фигуру из фона (обнаружение запрашиваемой фигуры на сложной картинке). По суждениям Г. Уиткина когнитивные стили считаются несомненно устойчивой характеристикой, которая определяет как социальное поведение, так и академические успехи на протяжении всей жизни. Воспитание играет важную роль в доминировании того или иного когнитивного стиля. При более жестких требованиях и минимуме предоставления свободы у ребенка начинает доминировать полезависимый стиль. Половые различия в этих стилях непосредственно с этим связываются. Девочки, как правило, более полезависимы чем мальчики. По аналогии полезависимый когнитивный стиль чаще всего встречается в культурах, где преобладают более жестокие нормы. Следует отметить, что скорей всего нельзя категорично разделить всех детей по преобладанию первого или второго когнитивного стиля, так как чаще всего встречаются смешанные типы. Но такое разделение помогает психологам ориентироваться в особенностях поведения ребенка и решениях задач, поставленных им.
Другой психолог Дж. Каган выдвинул другую версию типологии когнитивных стилей. По его принципу выделяются рефлексивный и импульсивный стили по методу решения предложенных задач детьми. Детям давались задачи на соответствие (например, выбрать из 6 картинок с изображением медведя одну, которая была копией картинки-образца). Дети, которые выполняли задания медленно, но аккуратно, были отнесены к рефлексивному стилю. Те же, кто решал подобные задачи неаккуратно и быстро, были отнесены к импульсивному стилю. Невозможно сказать об однозначном преимуществе какого-нибудь одного стиля над другим. При решении задач, где важна скорость реакции, импульсивный ребенок имел бы явные преимущества перед рефлексивным. В то время как, например, в школе лучше учатся дети с рефлексивным стилем, потому что школа требует аккуратности при изучении нового материала. Но в наше время наличие этих стилей как таковых дискутируется, потому что полагается, что с годами рефлективность у человека увеличивается. Исходя из этого, некоторые исследователи считают, что уровень рефлективности и импульсивности характеризует не индивидуальные, а возрастные особенности ребенка. Такой подход наметил перспективу обзора умственного развития в контексте анализа общего поведения ребенка, так как присутствие одного или другого когнитивного стиля обнаруживается не только в решениях задач узкого класса, но и в комплексе предпочтений индивида и особенностей взаимодействия индивида с действительностью.
Еще по теме:
Соотношение понятий: потребность, мотив, мотивация. Виды потребностей и
мотивов
Потребность. Это состояние живого существа, в котором проявляется его зависимость от конкретных условий существования
Мотив. Это внутреннее побуждение человека к деятельности. Мотивами могут быть потребности, интересы, стремления, чувств ...
Анализ группового конфликта
Эффективность действий по овладению конфликтом будет зависеть от точности анализа ситуации. Групповые конфликты несут в себе наиболее разрушительные последствия. Даже в небольшом коллективе они выступают как мощная разрушительная сила. Оч ...
Детско-родительские отношения в психологии
Первым научным направлением, поставившим детско-родительские отношения в центр развития личности ребенка, был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим направлением развития основных концепций детского развит ...