Когнитивные стили Г.Уиткина и Дж. Кагана

Материалы » Интеллектуальное развитие в детском возрасте » Когнитивные стили Г.Уиткина и Дж. Кагана

Классификация когнитивных стилей [9] Г. Уиткина и Дж. Кагана получили наибольшее распространение. Полезависимый и поленезависимый, такие два когнитивных стиля выделил Г. Уиткин. При этом он основывался на различиях в организации воспринимаемой информации и в её восприятии. Для субъектов, которые он назвал полезависимыми, характерно принятие ситуации как она и есть. Напротив, для поленезависимые субъекты характеризуются интерпретацией и переструктурированием ситуации окружающей действительности. Поленезависимые субъекты сензитивны к абстрактным принципам и к идеям, в то время как полезависимые субъекты предпочтительны к социальным ситуациям. Можно привести пример на такие субъекты. Поленезависимые студенты-психологи предпочитают заниматься экспериментальной психологией, а полезависимые студенты-психологи – в клинической психологии, работая в психиатрической практике. Также когнитивный стиль может устанавливаться при решении задач разного типа, например, задач, где нужно выделить фигуру из фона (обнаружение запрашиваемой фигуры на сложной картинке). По суждениям Г. Уиткина когнитивные стили считаются несомненно устойчивой характеристикой, которая определяет как социальное поведение, так и академические успехи на протяжении всей жизни. Воспитание играет важную роль в доминировании того или иного когнитивного стиля. При более жестких требованиях и минимуме предоставления свободы у ребенка начинает доминировать полезависимый стиль. Половые различия в этих стилях непосредственно с этим связываются. Девочки, как правило, более полезависимы чем мальчики. По аналогии полезависимый когнитивный стиль чаще всего встречается в культурах, где преобладают более жестокие нормы. Следует отметить, что скорей всего нельзя категорично разделить всех детей по преобладанию первого или второго когнитивного стиля, так как чаще всего встречаются смешанные типы. Но такое разделение помогает психологам ориентироваться в особенностях поведения ребенка и решениях задач, поставленных им.

Другой психолог Дж. Каган выдвинул другую версию типологии когнитивных стилей. По его принципу выделяются рефлексивный и импульсивный стили по методу решения предложенных задач детьми. Детям давались задачи на соответствие (например, выбрать из 6 картинок с изображением медведя одну, которая была копией картинки-образца). Дети, которые выполняли задания медленно, но аккуратно, были отнесены к рефлексивному стилю. Те же, кто решал подобные задачи неаккуратно и быстро, были отнесены к импульсивному стилю. Невозможно сказать об однозначном преимуществе какого-нибудь одного стиля над другим. При решении задач, где важна скорость реакции, импульсивный ребенок имел бы явные преимущества перед рефлексивным. В то время как, например, в школе лучше учатся дети с рефлексивным стилем, потому что школа требует аккуратности при изучении нового материала. Но в наше время наличие этих стилей как таковых дискутируется, потому что полагается, что с годами рефлективность у человека увеличивается. Исходя из этого, некоторые исследователи считают, что уровень рефлективности и импульсивности характеризует не индивидуальные, а возрастные особенности ребенка. Такой подход наметил перспективу обзора умственного развития в контексте анализа общего поведения ребенка, так как присутствие одного или другого когнитивного стиля обнаруживается не только в решениях задач узкого класса, но и в комплексе предпочтений индивида и особенностей взаимодействия индивида с действительностью.

Еще по теме:

Основные направления изучения девиантного поведения
Проблема девиантного поведения – это проблема гармонии личности и общества, проблема согласованности процессов их развития и функционирования. Сложность этих двух феноменов закономерно привела к появлению большого спектра теорий, объясня ...

Современное состояние проблемы психологической защиты
Концепция психологической защиты была и остается одним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности и в теорию психологической адаптации. Анализ литературных источников, касающихся становления проблематики психологической защ ...

Проблемы социальной безопасности в современном обществе
Безопасность – состояние защищенности человека от неблагоприятных воздействий, нарушающих его целостность, активное функционирование и развитие. Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru