Влияние взрослого на «Я-концепцию» ребенка дошкольного возраста в работах Г.С. Абрамовой

Материалы » Влияние отношения и оценки взрослых на развитие общения детей старшего дошкольного возраста в работах отечественных ученых » Влияние взрослого на «Я-концепцию» ребенка дошкольного возраста в работах Г.С. Абрамовой

Страница 1

Дошкольным по Абрамовой Г.С. является возраст 5-7 лет, она называет этот период серединой детства, и разделяет на младший дошкольный и старший дошкольный. Она отмечает, что для этого возраста характерна повышенная чувствительность ребенка к переживаниям, обозначение границ «Я-концепции» (установление дистанции с другими людьми, формирование обобщенной концепции другого человека [ 1 ]) делает его уязвимым к любым воздействиям других людей.

Отношение неравенства между ребенком и чужим взрослым (например, соседом) в период высокой сензитивности ребенка делает его беззащитным перед вторжением соседа в его психологическое пространство, в содержание «Я-концепции».

Абрамова Г.С. говорит, что одним из сильнейших психотравмирующих факторов, в особенности у девочек, является влияние соседей. У ребенка нет защиты от вербальной и невербальной оценки чужого взрослого.

Таким образом, оценки постороннего человека в середине детства, являются достаточно сильными эмоциональными воздействиями. Это воздействие имеет не малое значение в формировании освоения «концепции» другого человека.

Абрамова Г.С. указывает, что существует образ «не – Я», который закрепляется ребенком в дошкольном возрасте и используется для установления отношений с другими людьми.

Галина Сергеевна полагает, - эта дифференциация чувств, которую переживает ребенок по отношению как к своим, так и к чужим взрослым, связана со способностью самовосстановления. То есть, ребенку надо стать психотерапевтом для самого себя, чтобы продолжать свою социализацию в обществе. Этот образ «становится….содержанием психической реальности, структурируя отношения с другими людьми, удерживая содержание «Я – концепции» [ 1 ].

Соседи вносят в жизнь ребенка множество переживаний, которые Абрамова Г.С. называет «обусловленностью любви» [ 1 ]. То есть, «они демонстрируют ребенку ту сторону отношений, которую можно было бы квалифицировать как не - любовь» [ 1 ], проще говоря, - «антипод безусловной родительской любви, принятия, прощения» [ 1 ].

Галина Сергеевна Абрамова отмечает, что выражение амбивалентного поведения к близким людям показывает, что оно опосредуется достаточно содержательной «Я - концепцией» и концепцией другого человека.

Абрамова Г.С. приводит во внимание тот факт, что самый юный возраст самоубийств приходится именно на этот период жизни. Одним из переживаний, толкающих ребенка к самоубийству, является переживание экзистенциальной пустоты, то есть переживание тревоги, ощущения тяжелого дискомфорта о вопросе смысла существования.

Ребенок становится очень чувствителен к правде и шутке.

При возникновении такого вопроса вводит ребенка в мир подтекста, жизненной многозначности. Дети в таком возрасте очень трудно переживают потерю доверия к искренности взрослых. Сомнения в правдивости взрослого вызывает у ребенка сильные переживания, которые в запущенных случаях порождают страх перед другим человеком и недоверие к нему.

Его собственное глобальное нравственное чувство, основанное на переживании себя как человека и других людей как людей, подвергается серьезным испытаниям при общении с взрослыми и сверстниками.

Успех ребенка, отмечает Г.С. Абрамова, тесно связан с признанием его сверстниками, что обусловлено отношения человека к человеку. Симпатию и признание сверстников получают те дети, которые проявляют желание помочь, поддержать другого человека, могут выслушать, умеют радоваться чужим успехам.

Дети же агрессивные, плаксивые и обидчивые не вызывают симпатии сверстников.

Если у ребенка снижается успешность, то сверстники начинают меньше ему подчиняться симпатизировать ему. В другом случае, если у ребенка повышается успешность, то зачастую это приводит его к лидирующей роли и сам он воспринимается как более симпатичный.

Здесь имеет место ложь. Почему дети старшего дошкольного возраста лгут? Абрамова Г.С. предполагает, - потому что умеют создавать эту реальность, знают ее свойства и пробуют обращаться с ними.

Сопоставление этих двух явлений – явления лжи и успешности ребенка в группе сверстников приводит Галина Сергеевну Абрамову к мысли о том, что они позволяют обсуждать проблему прозрачности – плотности границ психологического пространства.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Промежуточная ступень гениальности - маттоиды
Маттоидами Чезаре Ломброзо называет разновидность, составляющую промежуточное звено, переходную ступень между гениальными безумцами, здоровыми людьми и собственно помешанными и обладающими при этом каким-либо исключительным умением. Это ...

Роли в конфликте
Первая роль- роль лидера. Не все носители основных позиций в обеих группах способны действовать максимально активно. И в результате этого в обеих группах выделяются люди, которые наиболее активно и последовательно “вербуют” себе сторонник ...

Волевое действие
Воля. Определяется тем, в какой мере человек способен преодолевать препятствия и трудности на своем пути к цели, умеет ли управлять своим поведением, подчинять свою деятельность поставленным задачам. Волю можно понимать как психическую де ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru