Результаты коррекционной работы по оптимизации социальной адаптации детей с ЗПР посредством игры

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Результаты коррекционной работы по оптимизации социальной адаптации детей с ЗПР посредством игры

Страница 3

- результаты, полученные в ходе работ

1. количество и характер социальных контактов

2. критерии избирательности и предложений в установлении социальных контактов;

3. стремление к лидерству;

4. неадекватность оценки собственных возможностей в будущем и прогнозирование социального статуса.

В результате сравнительного качественно-количественного анализа применения и интерпретации нескольких диагностических методик («День рождения», «Два дома», «Подари открытки») стало возможным формулирование некоторых выводов. Показатель значимости социального окружения остался приблизительно на исходном уровне у детей с ЗПР – явное лидерство удерживает окружение детского сада (60%).

С одной стороны, результаты парадоксальны: ведь ведущее место должна занимать семья, как наиболее привычная среда; с другой стороны невозможно за столь короткий срок работы коренным образом изменить преобладающий авторитарный стиль взаимодействия родителей с детьми, а соответственно и приоритеты в выборе детей. При этом ситуация не безнадежна и имеет определенные позитивные перспективы. Доказательство этому рост потребности в общении у детей и изменение эмоциональных предпочтений в пользу доверительных, а не дистантных отношений. Достигнуто это было благодаря накоплению у ребенка с ЗПР позитивного опыта взаимодействия с взрослым, в том числе и с родителями в ходе совместных занятий, и снятию агрессивно-защитного отношения к миру. Кроме того, произошли изменения в сфере симпатий и антипатий ребенка с задержкой в развитии относительно его окружения - явное уменьшение включения родителей и членов семьи в список «отверженных», с которыми нет желания играть и разговаривать. В основе все та же причина увеличения опыта бесконфликтного, доброжелательного, доверительного, одним словом положительного, взаимодействия с родителями - специально организованной игры. Полученные сведения в обобщенном виде представлены в диаграмме 3.

Диаграмма 3

Оценка эффективности работы по отдельным критериям у детей с ЗПР

- показатели до начала работы

- показатели в итоге коррекционного воздействия

1. значимость социального окружения; 2. эмоциональные предпочтения доверительности отражений; 3. потребность в общении; 4. «отверженность» родителей и членов семьи.

Как уже неоднократно указывалось, значение имеют не только позитивные изменения в развитии самого проблемного ребенка в направлении вхождения в социум, но и столь же позитивные сдвиги в рамках социума в направлении принятия ребенка с особыми потребностями. Именно поэтому особый акцент и особые надежды возлагались на работу с контингентом нормально развивающихся детей и их родителей. Стоит заметить, эти надежды во многом оправдались и показали ряд нераскрытых потенциальных возможностей. Итак, в ходе организации воздействия указанный круг детей показал активную динамику в изменении уровня осведомленности о детях с проблемами в развитии и характера представлений о них в сторону повышения, обогащения и приближения к адекватности и правдоподобности. Уровень осознания необходимой помощи, готовность ее оказать, готовность к сотрудничеству (игре) остались в исходных пределах, что не является отрицательным результатом, т.к. первоначальные показатели высоки. Гораздо важнее отметить, что опыт реального взаимодействия значительно возрос, и при этом дети не изменили своего позитивного, доброжелательного настроя, а лишь укрепились в нем.

Работа с родителями детей массового детского сада также оказалась достаточно результативной, и в то же время итоговые показатели противоречивы (см. Диаграмма 4). Безусловен тот факт, что просветительская работа должна была привести к обогащению, а в некоторых случаях первоначально к появлению дефектологических знаний у родителей. Однако просто знание неосознанное, не принятое к размышлению само по себе малоценно. Поэтому, взаимодействие было нацелено на отреагирование родителями своих ощущений и получение педагогом обратной связи. В ходе ряда встреч такой эффект был достигнут, однако он требует постоянной работы в целях закрепления позитивных изменений и недопускания сведения их к нижним границам показателей. Потому как, несмотря на осознание важности проблемы и ее наличие в принципе отмечается несколько настороженное отношение в подходе к рассмотрению ее совместно с детьми. Родители боятся ответственности, перекладывая на детский сад обязанности проведения беседы о существовании детей с особенностями в развитии.

Более того, в общем виде отношение родителей к интегрированному обучению в принципе диагностировалось как более позитивнее нежели было изначально. В то время, как отношение к появлению в конкретной их группе ребенка с проблемами в развитии выражалось в тупиковых, неопределенного характера затруднениях и по прежнему осталось по сути свой негативным. Всему причиной стойкость системы ценностей взрослого человека к вторжениям извне и малая длительность коррекционной работы, ставшая причиной некоторой поверхностности результатов, которые требуют закрепления, углубления и дальнейшей работы, хотя могут проявиться и отсрочено во времени.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Характеристика акцентуаций характера в подростковом возрасте
А.Е. Личко применительно к подростковому возрасту выделяет 11 типов акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конфо ...

Понятие о темпераменте и его месте в индивидуальной деятельности человека
Изучение темперамента имеет сложную и противоречивую историю. Несмотря на то, что темперамент – одно из наиболее древних терминов, введенный около двух с половиной веков тому назад Гиппократом и Галеном, в психологии до сих пор нет строго ...

Проблема развития в психологии. Условия и факторы психического развития ребенка
Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Психическое развитие – это усложнение процессов отражения человеком действительности, таких к ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru