Результаты коррекционной работы по оптимизации социальной адаптации детей с ЗПР посредством игры
Более того, в результате работы произошло формирование сотрудничества ребенка с взрослым на основе эмоционального контакта, который является центральным звеном становления у ребенка мотивационной сферы. Переход ребенка от непосредственного восприятия к подлинному интересу становится основой для деловой формы общения, а затем и для подлинного сотрудничества с другими людьми. Однако это становится возможным лишь в ходе коррекции позиции ребенка с ЗПР, в результате формирования эффективного образа «Я», выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе. Сдвиги во всех перечисленных моментах были зафиксированы по результатам вторичной диагностики. В отличие от исходного уровня произошло накопление своего жизненного опыта через переживание различных моделируемых в игре жизненных ситуаций, через приобщение к жизни близких людей, что способствует осознанию и своего «Я». При организации взаимодействия ребенка с окружающим миром акцент делался на эмоционально-чувственных переживаниях, что выражалось в играх направленных на дифференциацию эмоций, заострение внимания на своем состоянии и чувствах других, что привело к появлению в итоге коррекционной работы гибкости и вариативности поведения, снижению конфликтности детей с ЗПР (см. Диаграмма 5).
В качестве итоговых достижений коррекционно - развивающей работы можно отметить совершенствование форм и средств общения ребенка с взрослым, способов усвоения общественного опыта, совместные действия, подражание действиям взрослого. Произошло уточнение и обогащение представлений ребенка с ЗПР о себе и других людях, об окружающем мире. Немаловажен и факт изменения стратегии поведения в незнакомой обстановке – изменение в сторону наибольшей адекватности.
Однако столь подробный качественный анализ результатов работы, полученных в ходе вторичной диагностики, был бы неполным без конкретных цифр и процентных соотношений, т.е. количественного анализа, который и был осуществлен и зафиксирован в диаграммах.
Итак, в ходе применения беседы как диагностической методики стало очевидным изменение, и что немаловажно, в положительном направлении ряда параметров. В первую очередь наметилась тенденция к расширению круга общения детей с задержкой развития, к увеличению количества социальных контактов и изменению характера этих контактов. Это произошло не только благодаря организации взаимодействия детей со своими сверстниками, но и, видимо, за счет изменения позиции родителей. В ходе работы дети все чаще говорили о желании пойти в гости или пригласить гостей к себе, обращались с этими просьбами к родителям, а те, в свою очередь, не игнорировали, а одобряли и реализовывали.
Изменились и критерии избирательности и предпочтений в установлении социальных контактов. Если ранее у детей с ЗПР преобладала ситуативная обусловленность при отсутствии четких и обоснованных критериев, то в итоге последнее (четкость параметров) отмечалось у 20% детей с ЗПР. Возможность достижения таких результатов появилась в ходе работы с эмоциями и чувствами самого ребенка и окружающих людей. Отмечается и изменение стремления к лидерству – его незначительное снижение у детей с ЗПР. Это достигнуто благодаря увеличению ситуаций реального взаимодействия с другими людьми, продвижению по пути к адекватной, вместо завышенной самооценки и накоплению собственного жизненного опыта.
Однако при всей позитивности картины существует и ряд показателей оставшихся без каких-либо значительных изменений, что относится к прогнозированию будущего социального статуса и оценке собственных возможностей. Прогнозирование будущего социального статуса непосредственно связано с выбором профессии и определением своей успешности в ней и отсутствие ярких подвижек в этом плане не является безвыходным – для профессионального самоопределения у ребенка будет достаточно времени в период обучения в школе. На данном этапе гораздо важнее создать условия для последующего правильного выбора.
Адекватность оценки собственных возможностей в будущей самостоятельной жизни детьми с ЗПР связана с самооценкой, которая хоть и поддалась в определенной степени коррекции – снижение стремления к лидерству и признания себя интересным для всех – остается на достаточно высоком уровне. Более того, следует помнить, что все вопросы, касающиеся личности, не решаются столь молниеносно, насколько хотелось бы, а любое большое дело начинается с малого – с создания предпосылок – что имеет место быть. Все вышеозначенные сведения систематизированы и оформлены в виде диаграммы.
Диаграмма 2
Оценка эффективности коррекционной работы по отдельным критериям у детей с ЗПР
![]()
- показатели до проведения коррекционной работы
Еще по теме:
Роль гиппокампа
память заболевание психика
Гиппокамп — это часть лимбической системы головного мозга. Участвуют в механизме формирования эмоций, помогают переходу кратковременной памяти в долговременную.
Гиппокампы используются для обработки и хранения ...
Поведение детей старшего дошкольного возраста как форма отражения отношений
с взрослыми в работах И.В. Дубровиной
Дубровина Ирина Владимировна – доктор психологических наук, профессор, академик РАО, возглавляет лабораторию научных основ детской практической психологии Психологического института РАО.
Ряд особенностей поведения является нормальным тол ...
Становление механизма смыслового восприятия речи
Эволюция речевого мышления базируется на формировании скрытого механизма внутренней речи. Как же протекает становление механизма смыслового восприятия речи? Ответом на это вопрос могут служить результаты экспериментов, проведённых докторо ...



