Становление механизма смыслового восприятия речи

Материалы » Проблемы смыслового восприятия речи » Становление механизма смыслового восприятия речи

Страница 1

Эволюция речевого мышления базируется на формировании скрытого механизма внутренней речи. Как же протекает становление механизма смыслового восприятия речи? Ответом на это вопрос могут служить результаты экспериментов, проведённых доктором филологических наук Седовым К.Ф. Цель данного эксперимента состояла в выявлении особенностей формирования скрытых механизмов внутренней речи. Содержанием эксперимента была серия заданий на порождение реконструкцию или перекодирование исходной информации.

Пересказ текста.

Испытуемым предлагались речевые произведения, после чего они должны были без предварительного обдумывания дать их пересказ. Подбирались наиболее простые задания на понимание текста. Они проверяют объем вербальной памяти ребёнка и способность в ходе воспроизведения к элементарным перекодировкам на уровне содержания или формы.

Выявление ядерного смысла.

В эксперименте использовались два не больших по объёму текста. Детям предлагалось без предварительного обдумывания передать содержание текста одним предложением. Сведение содержания целого текста к ядерной формуле проверяет способность к комперсии, сворачиванию информации во внутренней речи при сохранении целостного смысла речевого произведения.

Выделение ключевых слов текста.

Испытуемым предлагалось в максимально сжатое время выделить наиболее информативные слова, передающие основное содержание текстов. Выполнение данного задания предполагает создание вместо целостного текста его редуцированного варианта, содержащего лишь самые важные с точки зрения передачи информации слова.

Характер выполнения задания позволит судить об уровне сформированности у ребёнка механизма внутреннего планирования речи, который работает как в ходе порождения , так и в процессе понимания дискурса.

Пересказ искажённых текстов.

В текстах в двух местах сознательно меняются местами абзацы таким образом, что нарушается логика развития основного сюжета. Текст ребёнку читается один раз. Никакого предварительного комментария о «неправильностях», содержащихся в тексте, не сообщалось. Пересказ совершался сразу, без предварительного обдумывания. Данное задание направлено на выявление способности языковой личности к сложным бессознательным перекодировкам во внутренней речи при восприятии текстов и порождении целостного дискурса. По выдвинутой гипотезе, в ходе спонтанной реконструкции текста развитая языковая личность должна не просто воссоздавать полученную информацию в исходном виде, но переработав её, выделить в ней ядерный смысл и развернуть его в новый целостный дискурс.

Пересказ текста, лишённого концовки – детям предлагались тексты лишенные заключительной части; пересказ текста, лишенного начала – предлагались тексты лишенные вводной части; пересказ текста, лишенного начала и концовки. Данные задания помогают выявить степень сформированности у языковой личности представлений о композиционной завершенности речевого произведения. Говорящий, достигший высокого уровня развития внутренней речи, должен интуитивно почувствовать дефектность предлагаемого ему для пересказа текста и в спонтанном воспроизведении бессознательно реконструировать недостающий фрагмент.

Способность к такого рода реконструкции (как и не способность)- психолингвистический критерий, позволяющий судить об уровне внутриречевых операций.

Понимание текста с информативно-смысловой лакуной.

Участникам эксперимента предлагался текст, содержание которого составляло неполное (с пропуском одного фрагмента) повествование о каком-либо событии. Задание состояло в ответе на вопрос «О чём рассказ?». Количество слов в ответе не ограничивалось. Приведённое задание представляет собой интерес для выявления способности детей к восприятию целостного смысла речевого произведения. Для выполнения данного задания ребёнок должен в минимально сжатый временной срок на уровне латентных речемыслительных операций восстановить недостающий фрагмент, что возможно лишь при сформированности у языковой личности представления о целостности текста.

Выявление скрытого смысла.

Детям предлагалось без предварительного обдумывания кратко передать основной смысл текста. Выполнение этого задания позволяет проверить способность языковой личности к выявлению этического подтекста, заложенного в развёрнутом дискурсе.

Пересказ текста с неявно выраженным смыслом.

Испытуемым для спонтанного пересказа предлагался текст, содержащий авторскую иронию по отношению к изображаемым в рассказе поступкам и ситуациям. Характер сделанных пересказов должен дать представление о способности говорящих к пониманию речевой иронии и способности воспроизведения её языковыми средствами в своей речи.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Классификация эмоциональных процессов и состояний
Важным нерешенным вопросом общей психологии эмоций является вопрос классификации эмоциональных процессов. Эмоции представляют собой системные явления и как таковые обладают системными качествами. Выделение этих качеств, их объективизация ...

Опыт некоммерческой организации Санкт – Петербурга «Санкт-Петербургский Дом Национальностей»
Программа Санкт-Петербурга «Толерантность». История создания СПб ГУ «СПб ДН» напрямую связана с историей национально-культурных объединений СПб и современной национальной (этнической) политикой, осуществляемой Правительством Санкт-Петерб ...

Страхи у детей с аутизмом
Страх не может быть оценен однозначно как отрицательный симптом. Если он препятствует адаптации ребенка к окружению, порождает неадекватное поведение, является тормозом в развитии, то это – патологический способ реагирования, требующий ко ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru