Познавательная сфера младшего школьника

Материалы » Влияние учебной деятельности на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста » Познавательная сфера младшего школьника

Страница 1

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. В отличие от ребенка – дошкольника, школьнику приходится учитывать такие свойства вещей, которые отражаются и фиксируются в форме подлинно научных знаний. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словестно-логическому мышлению Теоретическое мышление обнаруживается в ситуации, требующей не столько применения правила, сколько его открытия. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка (Система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым; Л.В. Занков).[38] В начале обучения в школе мышление ребенка отличается выраженным эгоцентризмом – восприятием явлений и вещей с единственной занимаемой им позиции; ему сложно представить, что может быть другая точка зрения на предмет. Ж.Пиаже ярко продемонстрировал это качество детского мышления в своих опытах, показавших отсутствие у детей 6 -7 лет представления о постоянстве основных свойств вещей – величины, высоты, ширины и т.д. [16] [25][35][38]

В процессе обучения изменяются и другие познавательные процессы – внимание, восприятие, память. На первом плане – формирование произвольности этих психических функций, что может происходить либо стихийно, либо целенаправленно.

С первых дней школьного обучения предъявляются чрезвычайно высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости. Направление развития внимания в младшей школе: от концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее известны индивидуальные особенности внимания ребенка и тот уровень, на котором оно находится в данный момент времени.

Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребенка. Воспринимать предмет для школьника – значит что-то сделать с ним, что-то изменить в нем, потрогать его. Характерная особенность детей младшего школьного возраста – ярко выраженная эмоциональность восприятия. Дети в первую очередь воспринимают те объекты и их свойства, особенности которых вызывают непосредственный эмоциональный отклик. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее. [37][16][12]

Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Как справедливо замечал Д.Б. Эльконин, « память в этом возрасте становится мыслящей»[39] Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, связанный с яркими пособиями, но в тоже время, в отличие от дошкольников, способны целенаправленно запоминать не интересный материал. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. [37][12][4]

Дальнейшее развитие в младшем школьном периоде получает воображение. Творчество играет важную роль в жизни любого человека, а оно невозможно без воображения. К тому же раз игра всё ещё важна для младших школьников, в этой деятельности воображение активно используется. Благодаря воображению человек может прогнозировать результат своих действий. К тому же, воображение неразрывно связанно с памятью. Материал для воображения частично предоставляется памятью, а память использует образы воображения.

Таким образом, основными новообразованиями младшего школьного возраста в познавательной сфере можно считать:

1. качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, в том числе и «внутренней», психической;

2. рефлексию, анализ, внутренний план действий;

3. развитие познавательного отношения к действительности

В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему.

Также важно отметить, что на этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает так называемый кризис семи лет. У ребёнка изменяются восприятие своего места в системе отношений. "Меняется социальная ситуация развития, и ребёнок оказывается на границе нового возрастного периода" [5, C.251]. Ребёнок осознаёт своё место в мире общественных отношений и приобретает новую социальную позицию школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Этот процесс коренным образом меняет его самосознание, что приводит к переоценке ценностей.

К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем он сталкивается. Развитие личности зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. В поведении учащегося начальных классов видны послушание, конформизм и подражательность. В младшем школьном возрасте наиболее интенсивно развиваются три аспекта самосознания: притязание на признание, осознание прав и обязанностей, осознание времени [23]

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Методологические проблемы исследования невербального общения
Исследователи давно отметили, что понимание целостного экспрессивного поведения заключается в поиске «опорного, систематизирующего признака», поскольку фактически любая часть тела (внешности) так или иначе несет информацию о характере пар ...

Психологическое содержание и значение проб в подростковом возрасте
В подростковом возрасте активно развивается самосознание, центром внимания для самого подростка оказывается его собственное Я. Кризис подросткового возраста состоит в том, что нет готового ответа на вопрос «Кто я?». Его нужно найти. Решен ...

Специфика консультирования по телефону
Специфика оказания экстренной психологической помощи задает дополнительные ограничения, которые усиливают эмоциональное напряжение для сотрудника телефона доверия: - невозможность подготовиться к звонку: позвонить могут в любой момент с ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru